Холодильники на r134a работают на синтетическом полиэфирном масле из-за его агрессивности. Установки на r600a используют минеральное масло. Как в случае с автомобильными маслами, синтетика всегда дороже минералки. При этом 600 фреон также может работать на синтетическом.
R134a или R600a: какой хладагент лучше, выгоднее, эффективнее
При подборе фреона следует учитывать сферу применения и особенности холодильной установки, где он будет эксплуатироваться. Предпочтение нужно отдавать тем хладонам, которые не разрушают озоновый слой.
Фреонами называют фторсодержащие производные насыщенного метана или этана, а также других углеводородов. Данные вещества применяются в морозильниках и климатической технике в качестве холодильных агентов. Самыми известными хладонами являются следующие продукты:
- дифтордихлорметан (он же R12), имеющий температуру кипения –29,7 °С;
- хлордифторметан (R22), tкип = –40,85 °С;
- тетрафторметан (R14), tкип = –128 °С;
- хлорофторокарбонат (R407C и R410A) с температурой кипения –51,4 °С.
Но сначала надо с помощью специального прибора найти места утечек и запаять поврежденные участки трубопровода. Паять следует, только когда весь фреон выпущен из системы. Для этого понадобится вакуумный насос.
Фреон — это опасное вещество для человека?
Почти все виды этого вещества обладают отрицательной температурой кипения, поэтому его и применяют в охлаждающих элементах бытовой техники, в качестве выталкивающего элемента в газовых баллончиках, освежителях воздуха и прочих аэрозолях. Поэтому при распылении сам баллон охлаждается, а фреон попадает в воздух. Если не нагревать хладагент до 250 градусов (при такой температуре выделяются ядовитые вещества), он совершенно безвреден для человека, что нельзя сказать про озоновый слой. Продукты распада разрушают его. Главной причиной образования озонных дыр является производство и использование фреоном с высоким содержанием ионов хлора и брома. Утечку этого вещества в бытовой технике на запах и визуально обнаружить нельзя, небольшие дозы на человека не оказывают никакого влияния.
Для восстановления озонового слоя Земли и уменьшения производства вредных фреонов странами ООН был подписан и ратифицирован Монреальский протокол.
Помимо замены хладагента, может применяться дозаправка. Закачать фреон самостоятельно, не разбирая систему, можно при наличии незначительных повреждений. В таком случае выгоднее иногда доливать хладагент, чем проводить дорогостоящий ремонт.
Выводы и полезные советы
Если после прочтения всего вышеизложенного заправка фреона кажется сложной и неосуществимой задачей, то настоятельно рекомендуется обратиться к мастеру. Это гарантирует качественный ремонт и отсутствие проблем в дальнейшем.
Если же принято решение о самостоятельном ремонте, то стоит изучить теоретическую часть подробно и скрупулезно. Применение полученных знаний на практике всегда немного отличается от изложенного в тексте. Стоит помнить, что в ходе выполнения любых работ возникают непредвиденные осложнения. Частые проблемы рассмотрены выше, но все предусмотреть невозможно. Поэтому стоит быть готовым проявить техническую смекалку. При отсутствии опыта рекомендуется понаблюдать за работой мастеров при помощи видеосервисов в Интернете.
Еще не так давно выход хладагента из контура частенько случался при разморозке. Форсируя процесс, пользователи не стеснялись ковырять в морозильнике ножом, сбивая снежную шубу. Как следствие, случайный прокол приводил к нарушениям герметичности. Чтобы избавиться от подобных проблем были придуманы технологии автоматической разморозки. В этом сегменте можно выбирать холодильники с капельной системой оттаивания или NoFrost.
Производители используют следующие хладагенты: R12, R22, R134a, R600a. Узнать, какой из них циркулирует в вашем холодильнике можно в технических характеристиках агрегата или взглянув на компрессор (тут есть бирка с указанием типа фреона). Сразу отмечу, что тот объем, который циркулирует по контуру не может вызвать пожаро-, взрывоопасную ситуацию или взрыв.
Однако, потенциальный вред все равно есть:
- R12 – дифтордихлорметан почти не используется в современной технике. Хладагент можно встретить только в старых холодильниках типа пузатого Зила. Это невзрывоопасный бесцветный газ, не горючий. Есть легкий эфироподобный запах. Впрочем, эта штука очень вредна для окружающей среды, так как разрушает озоновый слой (этот факт полностью не доказан и по сегодняшний день). Опасность для человека может возникнуть только в высокой концентрации: если объем газа в воздухе превысит 30%, есть риск удушья. Однако, даже если весь хладагент покинет контур холодильника, он не вызовет такой концентрации. Можно добавить, что при t свыше 300 градусов фреон начинает выделять токсические вещества, но и это маловероятно в быту;
- R22 – тоже дифторхлорметан. Понятно, что сегодня он работает только в старых моделях, хотя ранее был очень распространен. Хладагент R22 – это легкий газ, без цвета, но с еле уловимым запахом хлороформа. Он не взрывоопасен, не горюч, не так вреден для озонового слоя, как предыдущий товарищ. Потенциальный вред в том, что при воздействии высокого пламени разлагается на токсичные продукты. По сути, чтобы ощутить всю ядовитость фреона нужен пожар с нагревом свыше 250 градусов;
- R134a – тетрафторэтан широко применяется в бытовых холодильниках. Это практически первый фреон, в котором отказались от использования хлора. По характеристикам это бесцветный нетоксичный газ. Плюс в том, что он не воспламеняется и не взрывается при любых значениях температуры. Эта штука абсолютно безопасна, даже для многострадального озонового слоя (привет защитникам планеты). Минус в том, что он работает в паре с синтетическим маслом, что часто приводит к засорению капиллярного трубопровода;
- R600a – изобутан. Пожалуй, этот хладагент знает каждый, так как именно он применяется в большинстве современных холодильников. Он не разрушает озоновый слой, но этот природный газ коварен, – в высоких концентрациях при контакте с воздухом он становится взрывоопасным. Только хочу предупредить, что это должна быть очень высокая концентрация. Порог взрывоопасности для изобутана – 1.3%. Для этого на каждый м3 помещения должно приходиться по 31 г хладагента, в пересчете на всю стандартную кухню – это около 400 г. В любом холодильнике фреона не больше 100-200 г. Потенциальный риск возникнет только тогда, когда в абсолютно герметичном помещении произойдет утечка сразу в 2-4 холодильниках.
Можно сказать, что в тех объемах, которые работают в современной технике и при комнатной температуре хладагенты не несут вреда для человека. Однако, на фоне утечки не надо пренебрегать проветриванием.
Под охлаждающими приборами понимаются холодильники, кондиционеры бытовые, а также автомобильные. От промышленных установок такие отличаются размерами и значением температуры, которую необходимо поддерживать. Следует учитывать и тот факт, что с бытовыми устройствами человек контактирует ежедневно, а так как утечку фреона обнаружить достаточно сложно, предполагается, что вещество должно быть максимально безопасным.
Какие хладоны используются в бытовых установках?
Под охлаждающими приборами понимаются холодильники, кондиционеры бытовые, а также автомобильные. От промышленных установок такие отличаются размерами и значением температуры, которую необходимо поддерживать. Следует учитывать и тот факт, что с бытовыми устройствами человек контактирует ежедневно, а так как утечку фреона обнаружить достаточно сложно, предполагается, что вещество должно быть максимально безопасным.
Фреон R410А В состав этого хладона не входит хлор, поэтому вреда окружающей среде он не причиняет. Это фреон нового поколения, который «пришел» на замену R22. Он активно применяется для заправки бытовых холодильников и кондиционеров различных типов. При протечках, составляющих около 40%, необходимо не просто дозаправить хладон в систему, а осуществить полную перезаправку. Объясняется это тем, что в R410 входят два разных компонента, низкая концентрация которых приводит к сбоям в работе оборудования.
Фреон R407C. В состав этой смеси входят три различных хладона, каждый из которых выполняет определенную функцию. Так, R32 отвечает за высокий уровень производительности системы в целом, R125 обеспечивает противопожарную безопасность, а R134а регулирует давление в функционирующем трубопроводе. Если обнаруживается утечка в оборудовании, следует осуществить заправку системы заново. Объясняется это тем, что улетучивание фреонов осуществляется неравномерно, соответственно, происходит нарушение их процентного содержания.
Фреон 404А. Являет собой фреоновую смесь, подобную санизотропной. Даже при утечках хладагент способен сберегать высокую стабильность состава, что позволяет относить его к категории самых неопасных хладонов в отношении технических свойств. Следует отметить, что 404А не осуществляет негативного влияния на озоновый слой. Даже под воздействием температур данный хладагент не возгорается, что является его дополнительным плюсом.
Фреон 507А. Являет собой азеотропный состав, который по характеристикам почти не различается от однокомпонентного. При заправке может иметь как жидкий вид, так и газообразный, что дает возможность осуществлять дозаправку его в систему при утечках или после ремонта. Данный хладагент можно смешивать с R404А, что никак не скажется на работе оборудования. Применение 507А считается особо эффективным в технических установках.
Фреон 600А. Изобутановый хладагент, который сегодня активно применяется в холодильных приборах. Считается «перспективным» хладоном, с точки зрения экономичности. Потому как количество фреона, необходимое для нормального функционирования современного холодильника, требуется гораздо меньшее, нежели для работы устаревшего оборудования. А так как сегодня все производители техники гонятся за изготовлением приборов, которые будут максимально экономичными, есть вероятность, что вскоре появится холодильник, для работы которого потребуется еще меньше хладона.
Во всех бытовых холодильниках когда либо выпускаемых на нашей планете использовались три вида фреона (хладагента)- это изобутан (R600A), тетрафторэтан (R134A), дифтордихлорметан (R12).
Какой фреон используется в холодильниках?
Во всех бытовых холодильниках когда либо выпускаемых на нашей планете использовались три вида фреона (хладагента)- это изобутан (R600A), тетрафторэтан (R134A), дифтордихлорметан (R12).
Данный фреон был первым, используемым в компрессионных холодильных бытовых машинах. Все советские холодильники, такие как Донбасс, Зил, Днепр и тд. использовали R12 в качестве рабочего вещества. Этот фреон отличался хорошими показателями эффективности работы. Но по итогам Монреальского протокола 1987 года R12 был запрещен как фреон использующийся для бытовых холодильников из-за разрушения озонового слоя Земли. Кстати, данный факт так и небыл полностью доказан, а многие ученые склоняются к мнению, что вред фреона R12 для озонового слоя откровенная ложь, с целью введения на рынок более дорогих хладагентов. Но имеем что имеем- с 2010 года на украинском рынке уже было нельзя встретить холодильники работающие на данном хладагенте.
Плюсы
Минусы
R134A
На замену, разрушающего озоновый слой, фреона, пришел тетрафторэтан. Особенностью данного газа являлось то, что компрессора бытовых холодильников, работающих на этом хладагенте, имели синтетическое масло в своем составе. Также R134A плохо растворяет масло и тем самым не обеспечивает достаточный возврат его с испарителей в компрессор. Это приводит, как правило к засорению капиллярного трубопровода и к капитальному ремонту холодильника. Поэтому производители бытовых холодильников уже давно отказались от использования данного фреона. Но к счастью ремонтных организаций, такие холодильники до сих пор довольно часто встречаются в обиходе.
Плюсы
Минусы
R600A
Изобутан- новый революционный вид хладагента, позволивший перейти холодильникам на класc А энергопотребления. Холодильники работающие на данном фреоне могут похвастаться низким уровнем шума и низким энергопотреблением. Это было достигнуто благодаря использованию компрессоров пониженной мощности, работающих так сказать на вакууме, тоесть на всасывающей стороне компрессора давление ниже атмосферного. Особенностью данного фреона является его взрывоопасность, но в системе холодильника его настолько мало, что это не представляет никакой опасности. При проведении ремонта в холодильниках использующих фреон R600A нужно соблюдать специальные правила противопожарной безопасности.
Проблемы морозильной камеры могут быть связаны с невозможностью самостоятельного размораживания.
Действие холодильников, как и устройство, практически одинаково у всех моделей независимо от производителей. Единственное отличие может заключаться только во внедрении некоторых технологий. Сегодня центром внимания являются агрегаты «Индезит», поэтому кратко рассмотрим, как они работают.
Основными деталями в холодильных агрегатах выступают:
Двигатель (компрессор) запускается при подключении к электричеству и способствует нагреву вещества в конденсаторной трубке. Дойдя до её половины, жидкость охлаждается и поступает в виде холодного газа в камеры холодильника.
Схема работы холодильных агрегатов примитивная, при этом похожа на те, что наблюдаются у приборов других марок.
Во время отключения компрессора происходит поглощение тепла и его дальнейшее выделение в окружающую обстановку — если вы в этот момент потрогаете стенки агрегата, они будут тёплыми. Это тепло приходит обратно в компрессор, откуда происходит дальнейший круговорот хладагента.
Среди недостатков холодильников, заправленных изобутаном, стоит отметить сложность в ремонте, поскольку его нужно закачивать в холодильную систему ровно столько, сколько предписано в паспортных данных. Об этом подсказывает наклейка, которая имеется в каждом холодильнике.
Холодильники “на изобутане”
Но если экономичность холодильной техники выходит на передний план, разумно купить такой же холодильник, но заправленный более эффективным хладагентом в виде изобутана, который по своей сути относится к природным газам.
Маркировка изобутана указывается в виде R600a и он преимущественно используется в современных версиях холодильников, которые с легкостью способны на глубокую заморозку до минус 18-24°C, используя минимум энергии.
Нагрузка на холодильную технику также оказывается небольшой, что позволяет ей проработать исключительно долгое время. Недаром, производители уже смело дают гарантию на холодильники, заправленные изобутаном, до 10 лет! Разумеется, это касается только холодильной части – компрессора, трубок, испарителя и конденсатора. Если пластиковые детали в двери выйдут из строя, то за это придется платить отдельно. Если брать во внимание, что данные детали стоят весьма дорого, то лучше не перегружать дверцу.
Среди недостатков холодильников, заправленных изобутаном, стоит отметить сложность в ремонте, поскольку его нужно закачивать в холодильную систему ровно столько, сколько предписано в паспортных данных. Об этом подсказывает наклейка, которая имеется в каждом холодильнике.
Данный показатель варьируется в пределах 60-90 граммов и мастер, если будет использовать электронные весы, сможет достаточно точно закачать в холодильную систему точное выверенное количество изобутана вкупе с синтетическим фреоновым маслом. Но если он все сделает правильно, холодильник сможет развивать исключительно высокую мощность охлаждения. Недаром, данные версии холодильников имеют экономичность порядка A или A++, что позволяет им окупиться за несколько лет за счет низкого потребления энергии.
ВАЖНО! Замена реле должна производиться специалистом, так как в процессе неопытный человек может задеть другие важные детали и нарушить их работу
Подсветка не включается
После покупки нового холодильника спустя короткое время можно заметить, что лампочка вдруг перегорела. Несомненно, это очень пугает владельцев, но все просто и банально. Электрическая схема холодильника Индезит составлена так, что энергия потребляется устройством в больших количествах. Маленькие лампочки, не рассчитанные на это, быстро перегорают от такого обильного потребления электроэнергии. Поэтому для исправления этой поломки нужно просто вкрутить новую лампочку.
В данной статье были разобраны самые часто встречающиеся неисправности холодильника индезит. Если ваша проблема не подходит под это описание, скорее всего случай редкий и вам нужно обратиться для починки в сервисный центр. Важно помнить, что холодильник – это в первую очередь электробытовой прибор, поэтому при обращении с ним нужно соблюдать определенные правила, которые помогут продлить его жизнь на долгие годы. К ним относится:
- Использовать розетки с заземленными контактами;
- Устанавливать в холодильник лампы не больше 15 Вт;
- Не хранить в холодильнике горячие предметы;
- Не хранить в холодильнике замерзающие жидкости в стеклянных емкостях;
- Никогда не очищать холодильник с помощью легковоспламеняющихся моющих средств, чтобы избежать риска пожара или взрыва;
- Всегда перед использованием устанавливать лодок для льда;
- Плотно закрывать крышки емкостей перед тем, как убрать их в холодильник, для того, чтобы микроскопические частицы конденсата не оседали на стенках камеры;
- Периодически мыть камеры и ящики холодильника, чтобы избежать накопления плесени.
Если соблюдать эти несложные правила, холодильник прослужит своим владельцам долгие годы и будет оставаться в отличном состоянии.
При первом подключении после разморозки или ремонта не рекомендуется нагружать камеру продуктами. Лучше включить агрегат без них и дождаться, чтобы он набрал необходимую температуру и отключился. После этого на полках размещают продукты. Через какое время после включения холодильник набирает холод, зависит от нескольких факторов:
Холодильник работает в цикличном режиме. Внутри агрегата установлен терморегулятор, который фиксирует показания температуры. Если в камере тепло, он подает сигнал компрессору, который начинает работать и охлаждать воздух. Когда температура достигает заданного значения, мотор отключается. После того, как воздух в камере нагреется, компрессор снова приступает к работе.
Если мотор отключается редко, увеличивается время покоя и время работы устройства. При долговременном функционировании компрессора продукты в камере перемораживаются. В результате длительного простоя оттаивает испаритель, что приводит к образованию наледи на стенках.
Когда компрессор включается и отключается часто, время отдыха и работы холодильника снижается. Это приводит к увеличению расходов на электроэнергию, так как мотор потребляет ее больше всего при включении.
Это тот самый датчик намерзания, который контролирует появление намерзания на испарителе. Его очень легко проверить, работает он или нет с помощью прозвонки. Если называть правильно, то это так называемое «тепловое реле». В стинолах и индезитах используется одно и то же, средняя цена — 500 рублей. Есть нашего производства, есть буржуйские.
Лечим болезнь системы No Frost, а не избавляемся от симптомов.
Навеяло вот этим постом: https://pikabu.ru/story/esli_perestal_morozit_kholodilnik_nofrost_6080046
@zaguma, видимо не разбираясь в сабже дает абсолютно бесполезные советы по «оттаиванию холодильника системы no frost». Почему совет бесполезный, постараюсь объяснить на пальцах.
Хотелось бы сразу расставить все точки над Ё — я не являюсь мастером по ремонту холодильников, просто сам столкнулся с такой проблемой из-за чего пришлось перелопатить достаточно большое количество сервис-мануалов и инструкций для ремонта своего старого индезита.
Я думаю все здесь присутствующие знакомы с советскими холодильниками типа «ЗИЛ», «Свияга» и т.п., в которых при открытии морозильной камеры мы попадали в маленькую арктику с ледяной шубой на стенках.
За счет чего образовывалась данная «шуба» — влага, которая содержится в продуктах и воздухе, поступающий в морозильную камеру при ее открытии и закрытии конденсировался на стенках морозилки, после чего из-за низкой температуры изменяя свое агрегатное состояние и превращался в лед. С учетом того, что морозильной камерой мы пользуемся постоянно, извлекая из нее продукты и добавляя обратно — ледяная шуба со временем разрасталась в размерах и чтобы избавиться от нее — мы размораживали холодильники. Такой метод размораживания еще называется капельным.
Каритинку взял с вот отсюда и немного добавлю копипатсы с того же ресурса:
Холодильный агрегат работает следующим образом. Мотор-компрессор откачивает пары фреона из испарителя и нагнетает их в конденсатор. В конденсаторе пары фреона охлаждаются и конденсируются. Далее жидкий фреон через фильтр-осушитель и капиллярный трубопровод попадает в испаритель. Гидравлическое сопротивление капиллярного трубопровода подбирается таким образом, чтобы создать определенную разность давления всасывания и конденсации, которое создает компрессор, при которой через трубопровод проходило определенное количество жидкости. Каждый капилляр соответствует определенному мотор-компрессору. На входе фреона в испаритель, давление падает от давления конденсации до давления кипения. Этот процесс называется дросселированием. При этом происходит вскипание фреона, поступая в каналы испарителя фреон кипит, энергия необходимая для кипения в виде тепловой, забирается от поверхности испарителя, охлаждая воздух в холодильнике. Пройдя через испаритель жидкий фреон превращается в пар, который откачивается компрессором. Количество отводимой холодильной машиной теплоты, приходящейся на единицу затраченной электрической энергии называется холодильным коэффициентом холодильника.
Итак, мы с вами с помощью компрессора гоняем хладагент по замкнутому контуру и охлаждаем содержимое хранилища калорий. Сам процесс охлаждения происходит на том самом испарителе, который находится в камере холодильника, где согласно законам физики должен собираться конденсат и происходить намерзание.
Система No Frost как раз и была разработана для того, чтобы лед не намерзал на испарителе, в результате чего мы не теряем эффективность теплообмена в морозильной камере. Самый лучший способ безболезненно избавиться от льда — растопить его. Чтобы добиться этого, на испаритель был добавлен нагревательный элемент, который топил намерзающий лед.
Если вы дочитали до этого места, то вполне возможно возникнет резонный вопрос: «Зачем нагревать охлаждающий элемент? Автор, что ты курил?».
Принцип работы системы следующий: вместе с нагревательным теном производители установили на испаритель специальный датчик, который отвечает за контроль намерзания и так называемый «таймер оттайки», подцепив к нему электрику управления компрессором.
Это тот самый датчик намерзания, который контролирует появление намерзания на испарителе. Его очень легко проверить, работает он или нет с помощью прозвонки. Если называть правильно, то это так называемое «тепловое реле». В стинолах и индезитах используется одно и то же, средняя цена — 500 рублей. Есть нашего производства, есть буржуйские.
Это так называемый таймер оттайки. Немного отличаются по исполнению, но принцип работы абсолютно одинаковый. Когда термореле видит намерзание — дает команду таймеру оттайки выключить компрессор и включить нагревательный тен. Тен включается на определенное время, топит лишнюю воду или лед, если он образовался, после чего выключает тен и включает обратно компрессор. Его работу очень легко диагностировать — на всех таймерах оттайки есть кнопка, когда ваш компрессор работает — просто нажмите на нее, компрессор должен выключиться. Если он выключился — проблема либо в тене, либо в датчике. Если он не выключился — скорее всего проблема в таймере. Как правило просто меняется на новый. Средняя цена — 500 рублей, могут встречаться дороже. Опять же, все зависит от исполнения и производителя.
А это сам тен оттайки, который проложен по испарителю. Если реле работает и празванивается, а таймер оттайки при тестировании выключает компрессор, но все равно на испарителе у вас происходит намерзание льда — возможно проблема в тене. Диагностируется все той же прозвонкой. Это случается крайне редко и он просто подлежит замене.
Средняя цена — 1 000 рублей.
Итак, делаем выводы: в исправных холодильниках системы no frost лед не должен намерзать в морозильной камере. Если это произошло — нужно прежде всего искать конкретную причину намерзания. По факту система ультра-примитивная и для ремонта вам потребуется тестер и крестовая отвертка. В крайне редких случаях кусачки, паяльник, немного олова и изолента, обязательно синяя термоусадка, если купленное вами термореле не подходит по разъему к вашему холодильнику.
Порядок диагностики:
1. Находим таймер оттайки, слышим, что компрессор работает. Жмем на кнопку таймера — если компрессор выключился, таймер в порядке. Если нет — подлежит замене.
2. Находим термореле — прозваниваем тестером. Если прозванивается — реле живое, в замене не требуется. Если нет — меняем.
3. Крайне редкий случай — работает термореле и работает таймер оттайки — прозваниваем тен. Если в тене обрыв — меняем его.
Если вы опробовали все 3 варианта, но все равно ситуация не исправляется — следует проверить проводку от всех вышеперечисленных модулей до компрессора. Вполне вероятно, что где-то обрыв или плохой контакт, но такое встречается крайне редко.
Если в чем-то не прав — с удовольствием готов принять объективную критику 🙂
Науке известно более 40 типов этого вещества, большая часть из которых получается промышленным путем. Температура фреона, при которой он закипает, у каждого вида своя:
Что такое фреон, состав, свойства и таблица технических характеристик
Науке известно более 40 типов этого вещества, большая часть из которых получается промышленным путем. Температура фреона, при которой он закипает, у каждого вида своя:
- R11 — трихлорфторметан (с t кипения 23,8 °C).
- R12 — дифтордихлорметан (с t кипения кип –29,8 °C).
- R13 — трифторхлорметан (с t кипения кип –81,5 °C).
- R14 — тетрафторметан (с t кипения кип –128 °C).
- R134A — тетрафторэтан (с t кипения кип –26,3 °C).
- R22 — хлордифторметан (с t кипения кип –40,8 °C).
- R600A — изобутан (с t кипения кип –11,73 °C).
- R410A — хлорофторокарбонат (с t кипения кип –51,4 °C).
Как правило, домашние холодильники работают на фреоне (хладоне) марки R-22, в промышленных и торговых используют марку R-13.
Впервые фреон (от латинского frigor – холод) был создан американцем Томасом Миглеем младшим (химиком корпорации «Дженерал Моторс») в 1928 году. Впоследствии была синтезирована целая группа подобных соединений, а для их обозначения стали использовать цифровой код, перед которым ставится латинская буква R (Refrigerant — охладитель, хладагент).
Холодильник Индезит Какой Фреон
Впервые фреон (от латинского frigor – холод) был создан американцем Томасом Миглеем младшим (химиком корпорации «Дженерал Моторс») в 1928 году. Впоследствии была синтезирована целая группа подобных соединений, а для их обозначения стали использовать цифровой код, перед которым ставится латинская буква R (Refrigerant — охладитель, хладагент).
Фреоны (так же их именуют холодонами, хладагентами) – это смеси метана и этана, в которых атомы фтора и хлора замещают атомы водорода. Они представляют собой бесцветные газы и жидкости, обладающие запахом только находясь в высокой концентрации. В холодильнике фреон циркулирует, охлаждая камеры, испаряясь и конденсируясь обратно в жидкость.
В настоящее время в промышленном масштабе выпускается более 40 видов фреонов. Из них для бытовых холодильников используются R-12, R-22, R-134 и R-600. В торговых и промышленных холодильниках применяют, как правило, R-503, R-13.
Фреоны R-12 (дифтордихлорметан) и R-22 (дифторхлорметан) в настоящее время можно встретить только в старых моделях холодильников. С 1998 года производители отказались от R-12 из-за того, что он имеет озоноразрушающий эффект. На смену ему пришел газ R-134а (тетрафторэтан). Для холодильников, работающих на данном фреоне характерна неисправность, которая встречается, как правило, на 5-6 году жизни – засор капиллярной трубки. Среди холодильников, работающих на R-600а (изобутан), такая неисправность встречается реже. Кроме того, холодильник на R-600а работает гораздо тише из-за низкого давления в рабочем контуре хладагента. Из минусов R-600а можно отметить его взрывоопасность в высокой концентрации. При этом, не стоит опасаться взрыва в случае утечки изобутана из холодильника – того, количества, которое содержится в холодильнике, не достаточно для создания взрывоопасной ситуации – концентрация в воздухе будет слишком мала.
То, какой газ заправлен в конкретном холодильнике, производитель указывает в его технических характеристиках:
Кроме того, вид хладагента, на котором работает компрессор, указан на нем самом:
Если производилась замена компрессора на компрессор, работающий на другом хладагенте (отличающимся от того, что указан в технических характеристиках холодильника), то стоит руководствоваться указаниям на компрессоре.
R410A и R407С (хлорофторокарбонат, температура кипения -51,4°С) используются взамен R22. Они не вредят экологии, но требуют большего давления для конденсации, поэтому техника, заправляемая R410 или R407, стоит дороже. Кроме того, при возникновении утечек в системе, заполненной этими фреонами, могут возникнуть проблемы. Эти фреоны состоят из нескольких компонентов, которые улетучиваются неравномерно, поэтому при утечке более чем 40 % R410A дозаправка уже невозможна. Еще хуже обстоит дело с R407C – при возникновении утечки систему следует перезаправлять полностью.
Типы хладагентов
В качестве хладагента в холодильных машинах используются различные жидкости и газы — аммиак, пропан, фреоны (смеси углеводородов). Используемый в холодильной машине хладагент сильно влияет как на ее характеристики, так и на условия эксплуатации. Например, кондиционер, заправленный фреоном R-134a (температура кипения -26,5 °С) при -30 на улице работать в режиме обогрева не будет вообще — фреон просто не вскипит в наружном блоке. Более того, попытка включения кондиционера в таких условиях с большой вероятностью приведет к его поломке — попадание жидкости (а не газа) в компрессор обычно выводит его из строя.
Чем ниже температура кипения хладагента, тем более низкую температуру можно получить на испарителе холодильной машины. Однако, понизить температуру в морозильнике, просто поменяв фреон на более «холодный», скорее всего, не выйдет — хладагенты с низкой температурой кипения требуют большего давления для конденсации. Компрессор, рассчитанный на фреон с высокой температурой кипения, просто не сможет создать такое давление. Поэтому при замене хладагента следует придерживаться рекомендаций из инструкции, и не заправлять хладагент с характеристиками, сильно отличающимися от рекомендованных.
В бытовых устройствах чаще всего используются следующие хладагенты:
Фреон R22 (хладон 22, хлордифторметан) до недавних пор часто использовался в холодильных и морозильных установках. Обладает достаточно низкой температурой кипения (-40,8°С), при утечке возможна дозаправка системы. Однако из-за вреда, наносимого окружающей среде (разрушение озонового слоя) R22 в последнее время используется редко, а во многих странах вообще запрещен.
R410A и R407С (хлорофторокарбонат, температура кипения -51,4°С) используются взамен R22. Они не вредят экологии, но требуют большего давления для конденсации, поэтому техника, заправляемая R410 или R407, стоит дороже. Кроме того, при возникновении утечек в системе, заполненной этими фреонами, могут возникнуть проблемы. Эти фреоны состоят из нескольких компонентов, которые улетучиваются неравномерно, поэтому при утечке более чем 40 % R410A дозаправка уже невозможна. Еще хуже обстоит дело с R407C – при возникновении утечки систему следует перезаправлять полностью.
R134 (тетрафторэтан) используется в кондиционерах взамен вышедшего из употребления R12. Температура кипения R134 составляет -26,3°С, поэтому в низкотемпературной технике он не используется. Однако, хоть R134 и не вреден для озонового слоя, он относится к газам, усиливающим парниковый эффект, поэтому безвредным его назвать нельзя.
R600a (изобутан) все чаще используется в холодильной технике вместо менее экологичного R134. Его преимуществами являются низкое давление конденсации и высокая удельная теплота парообразования – холодильники, использующие этот фреон, дешевле и экономичнее. Однако из-за высокой температуры кипения (-12°С) заправленную им технику нельзя использовать на улице при отрицательных температурах.
Следует также помнить о том, что каждый тип фреона требует использования определенного вида масла для смазки деталей компрессора. Обычно тип (а иногда и марка масла) приводятся в сопроводительной документации к фреону. Использование других масел может привести к поломке компрессора.
Как видно, ничего сложного в холодильной технике нет, а понимание принципов ее работы может значительно продлить жизнь технике, позволить сэкономить на электроэнергии и уберечь от неправильных действий, могущих привести к поломке прибора.
Существуют определенные признаки, связанные с недостатком или избытком хладагента в установке, позволяющие точно установить, достаточное ли количество хладагента было заправлено.
Заправка считается нормальной, когда испаритель заполнен жидкостью и перегрев находится в нормальных пределах. Это подразумевает правильную настройку ТРВ и поддержание давления конденсации на необходимом уровне.
Фреон в холодильнике — признаки утечки, как заправить и сколько это будет стоить
Утечка хладагента в холодильном контуре может привести к достаточно серьезным неприятностям:
- Попаданию влаги в контур и образованию кислоты
- Попаданию воздуха в холодильный контур
- Утечке масла вместе с фреоном из места утечки
- К перегреву компрессора и его заклиниванию из-за отсутствия масла
- К сгоранию обмоток компрессора из-за кислоты в контуре
Естественно, что все эти следствия утечки хладагента напрямую влияют на окончательный срок службы оборудования, эффективность возложенных на него функций, сопутствующие расходы на эксплуатацию.
Поиск утечки – не самое простое мероприятие, так как подобная неприятность может возникнуть в самых разных местах: в трубопроводе, в важных компонентах оборудования, доступ к которым затруднен конструкционными особенностями. Следует понимать, что замена хладагента – не самая дешевая процедура, поэтому очень важно вовремя выявить утечку и предотвратить ее.
Сегодня существует несколько эффективных методик поиска утечек в холодильном контуре
Мощность заморозки составляет до 4 кг продуктов в сутки. Общий объем камер — 269 литров. Полки стеклянные, климатические классы — N, ST. Стоимость — 16 600 рублей.
На что обратить внимание при выборе
Следуйте рекомендациям экспертов, выбирая холодильник марки «Индезит», чтобы не совершить ошибку и приобрести функциональный и долговечный электроприбор.
Управление
Как и в случае с техникой «Аристон» («Индезит» и «Аристон» — продукция одной компании), в ней задействована не самая качественная электроника, поэтому мастера рекомендуют приобретать варианты с электромеханическим управлением для снижения рисков поломок. Чем больше датчиков и электронных элементов в несовершенной конструкции, тем выше шанс неисправностей.
Потребление электроэнергии
Среди моделей сложно найти имеющие наивысшие классы энергетической эффективности, такие как А+ или А++. Чаще всего класс по расходу энергии — это В или в лучшем случае А. Но и это неплохие показатели при небольших объемах.
Размораживание
Если вы планируете как можно меньше заниматься своим холодильником, стоит отдать предпочтение автоматическому оттаиванию. Они чуть больше шумят и все равно требуют ухода за собой, но тратить время на это придется не чаще раза в год.
Что касается капельной системы, то в «Индезитах» она не доведена до совершенства — часто случаются засоры дренажной системы, из-за чего на дне отсека собирается вода. А вот ручной тип работает намного лучше, и каждый месяц не придется заставлять себя проводить размораживание.
Автономное хранение холода
Эта функция позволяет не переживать за сохранность продуктов при временном отсутствии подачи электроэнергии. Чем больше длительность такого периода, тем лучше.
Если модель не комплектуется аккумуляторами холода, их можно докупить отдельно.
Мощность заморозки
Чем выше показатель, указанный в техпаспорте, тем больше продуктов можно ежедневно загружать в морозилку за один раз. Для небольшой семьи из 2-3 человек будет достаточно и 4,5 кг за сутки.
История появления холодильников, конечно, не сравнится с историей цивилизации, но всё-таки насчитывает несколько веков. В древности снег и лёд помогали людям сохранять пищу (этот способ длительного хранения продуктов питания пришёл в Европу из северных широт). У народов, населявших те края, замороженные рыба, оленина и ягоды хранились месяцами. Однако в более тёплом климате нужны были специальные ледяные шкафы, а поставлять лёд для них стоило очень дорого. Те, кто не мог себе это позволить, вынуждены были хранить продукты : квасить капусту, солить мясо, сушить фрукты и грибы. Так продолжалось довольно долго. Постепенно начали проводиться различные исследования, способствующие поиску решения вопроса сохранения пищи. Но прорыва удалось достигнуть только в 19 веке. В 1834 году появилась первая холодильная компрессионная машина. мир и столкнулся впервые с хладагентами. В этой машине использовался диэтиловый эфир.
Эволюция холода: хладагенты в современных холодильниках
Хладагент — это рабочее вещество холодильной машины, которое при кипении и в процессе испарения отнимает тепло от охлаждаемого объекта, а затем после конденсации передаёт его окружающей среде.
Современные холодильники в основном компрессионные и, как следует из названия, имеют компрессор (а некоторые модели даже два). Кроме этого, конструкция предусматривает испаритель. Меж ними циркулирует хладагент. Сначала сжатый компрессором хладагент, находясь в газообразном состоянии, поступает в конденсатор — длинную зигзагообразную трубку. Там он превращается в жидкость и отдаёт тепло окружающей среде. Через специальный регулирующий вентиль жидкий хладагент поступает в испаритель, который находится внутри теплоизолированной морозильной или холодильной камеры. Там давление падает, он начинает кипеть, испаряется, снова превращаясь в газ, отбирая при этом тепло у окружающего воздуха. Камера холодильника охлаждается. Испарившийся хладагент опять сжимается компрессором и попадает в конденсатор. И так цикл повторяется снова и снова. Этот принцип охлаждения используется в большинстве холодильников уже десятки лет.
Схема компрессионного холодильника:
1 — компрессор; 2 — нагнетательный трубопровод; 3 — конденсатор; 4 — фильтр-осушитель; 5 — капиллярная трубка; 6 — испаритель холодильной камеры; 7 — испаритель морозильной камеры; 8 — всасывающий трубопровод
Однако есть и другой тип холодильников, пусть и менее популярный сегодня, — абсорбционные. Циркуляция рабочих веществ: абсорбента (воды) и хладагента (как правило, аммиака), имеющих разную температуру кипения при атмосферном давлении, осуществляется посредством абсорбции. Аммиак поглощается водой, получившаяся смесь подогревается с помощью электрического или газового нагревателя. При этом происходит выпаривание аммиака, который, испаряясь, потребляет теплоту камеры холодильника, то есть способствует её охлаждению. Абсорбционные холодильники в основном маленькие, однокамерные. Яркий пример такой техники — великолукские холодильники «Морозко».
История появления холодильников, конечно, не сравнится с историей цивилизации, но всё-таки насчитывает несколько веков. В древности снег и лёд помогали людям сохранять пищу (этот способ длительного хранения продуктов питания пришёл в Европу из северных широт). У народов, населявших те края, замороженные рыба, оленина и ягоды хранились месяцами. Однако в более тёплом климате нужны были специальные ледяные шкафы, а поставлять лёд для них стоило очень дорого. Те, кто не мог себе это позволить, вынуждены были хранить продукты : квасить капусту, солить мясо, сушить фрукты и грибы. Так продолжалось довольно долго. Постепенно начали проводиться различные исследования, способствующие поиску решения вопроса сохранения пищи. Но прорыва удалось достигнуть только в 19 веке. В 1834 году появилась первая холодильная компрессионная машина. мир и столкнулся впервые с хладагентами. В этой машине использовался диэтиловый эфир.
Серийное производство холодильников в начале XX века активнее всего развивалось в США. Практически во всех машинах того времени в качестве хладагента использовались аммиак, различные эфиры и некоторые другие весьма токсичные и опасные для человека вещества. поломок таких агрегатов и контакта людей, в частности, с аммиаком высокой концентрации нередки были даже смертельные случаи. Поэтому учёные стали искать другие вещества, которые можно использовать в качестве хладагентов. Так появились фреоны.
Один из первых серийных американских холодильников — Frigidaire
Фреоны — это химические соединения на основе метана или этана. Их физическое состояние — газы без цвета и запаха, безвредные для человека. Первой фреон синтезировала американская компания «Кинетик Кемикалз Инк» в начале годов прошлого века. Эта же фирма и дала название новому веществу. Тогда же было введено его обозначение: латинская буква «R» (по первой букве английского слова Refrigerant) — и цифры: код, определяющий свойства. Первый фреон назывался (дифтордихлорметан). Фреон из чистого метана имеет марку , а из этана — . Все остальные фреоны получаются смешением этих двух газов и замещением атомов водорода атомами хлора или фтора.
Сейчас в мире синтезировано более четырех десятков различных фреонов, отличающихся по свойствам и химическому составу. Основные требования, которые предъявляются к фреонам, — это минусовая температура кипения при атмосферном давлении, конденсация при низком давлении, а также высокая хладопроизводительность. Кроме этого, необходимы высокий коэффициент теплопроводности и теплопередачи. Желательна и низкая стоимость. Таким требованиям лучше других раньше отвечали фреоны R-12 и R-11 (фтортрихлорметан), использовавшиеся обычно в бытовых холодильниках, а также R-22 (дифторхлорметан), применявшийся в низкотемпературных промышленных холодильных установках. Для получения очень низких температур были разработаны хладагенты , и .
Всё шло прекрасно: и производители, и потребители были довольны. К 1976 году объём производства того же достиг почти 340 тысяч тонн. Определённая часть из этого количества предназначалась как раз для холодильных систем, систем охлаждения воздуха, баночек с аэрозолями… Но годы прошлого века стали началом «тяжелых времён» для уже привычных фреонов. Ученые, исследовавшие причины нарушения озонового слоя Земли, пришли к выводу, что многие фреоны наносят ему ощутимый вред. Также оказалось, что фреоны участвуют в возникновении парникового эффекта, потому что задерживают инфракрасное излучение, которое испускает земная поверхность, а следовательно, способствуют глобальному потеплению.
Вообще, «экологическая опасность» фреонов зависит от содержания трех составляющих: хлора, фтора и водорода. Чем меньше атомов водорода, тем дольше фреон не разлагается и не наносит вред окружающей среде. А по мере увеличения числа атомов хлора растёт токсичность и озоноразрушающая способность фреонов. Вред, наносимый такими веществами озоновому слою, оценивается величиной озоноразрушающего потенциала. Чем он больше, тем вреднее фреон. Так, самый распространённый ранее — — имеет потенциал равный 1, — 0,05, а наиболее вредными являются фреоны , , у которых озоноразрушающий потенциал достигает 13.
Чтобы защитить нашу планету от разрушительной деятельности человека, в 1987 году в соответствии со специальной программой ООН вступил в действие «Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой», предусматривающий постепенное сокращение производства и потребления ряда вредных фреонов. Поэтому с тех пор в холодильниках не используют , . В 1992 году на конференции в Копенгагене было принято решение и о прекращении производства озоноопасных фреонов R11, R12 и R502 с 1 января 1996 года. Заменой им стали озонобезопасные хладагенты, такие, как , или (все три: гидрофторуглеродные соединения). Правда, безопасные агенты, например, R134а зачастую не отличаются прекрасными физическими и термодинамическими свойствами, и к тому же стоят довольно дорого, например, килограмм в 7 раз дороже такого же количества обычного . Также используются смеси, из нескольких хладагентов.
Озоновый слой планеты всё ещё под угрозой, хотя за 20 лет, прошедших с подписания монреальского протокола, есть ощутимые позитивные изменения. Фото сделано спутником NASA
Однако и сегодня постоянно ведутся исследования, учёные пытаются синтезировать новые, максимально экологичные, более качественные по своим свойствам хладагенты. Разработкой альтернативных хладагентов озабочены многие государства, вкладывающие значительные финансовые средства в соответствующие исследования. По оценкам специалистов, за последние шесть лет на синтез новых хладагентов было потрачено свыше 2,4 миллиардов долларов.
Синтезированы хладагенты из пропана (R290), этилена (R1150), пропилена (R1270), изобутана (R600a). Производство холодильников, работающих на изобутане, освоили многие производители, причём не только в Европе или в Америке, но и на просторах бывшего СССР. Например, белорусская фирма Atlant предлагает покупателям модель за 15000 рублей, да и остальные свои модели этот производитель «перевёл» на безопасный изобутан.
Фирмой Du Pont был разработан ряд новых смесей хладогентов, известных под марками SUVA MP, SUVA МР39 (R401A), SUVA MP52 (R401C) и некоторые другие.
Увы, пока говорить о идеальном по своим характеристикам хладагенте рано. Сегодня главное то, что удалось разработать хладагенты безопасные для человека и окружающей среды. Именно они и используются в бытовых холодильниках и кондиционерах. Ну, а дальнейшее их совершенствование — дело времени.
Двигатель — один из главных узлов холодильника. Благодаря ему осуществляется циркуляция хладагента, и холодильник морозит. Поломка мотора — самая частая неисправность в холодильниках Indesit. Вот основные причины выхода его из строя.
ТОП 10 лучших холодильников Индезит с Ноу Фрост: рейтинг, характеристики, какой лучше, цена, отзывы
Абсорбционный холодильник В данной конструкции рабочая жидкость аммиак испаряется.
Так называемый пробой на корпус обычно возникает из-за повреждения внутренней или наружной электропроводки. Решение проблем с датчиками температуры Данная деталь предназначена для регулирования темпов работы компрессорной установки. принцип работы холодильника
Однако, испаритель еще недостаточно охладился, поэтому контакты дефрост-термостата разомкнуты и двигатель таймера обесточен.
В быту используются холодильники всех 3-х типов, но наиболее распространены испарительные компрессионные.
В результате его работы испаритель холодильного агрегата сильно охлаждается. Статья была полезна?
При открывании двери включается лампа освещения, вентилятор отключается.
В этом случае лучше пригласить рекомендованного производителем мастера и предоставить решение проблемы ему. Ремонт холодильника УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ NO FROST (без льда) как работает
В высокой концентрации промышленных масштабов (при объемной доле в воздухе — 30%), приводит к удушью. Как вы понимаете, фреона из единственного бытового агрегата для создания подобной концентрации совсем не достаточно. Не горюч, однако при температуре свыше 330 °C выделяет токсичные соединения.
Как определить, какой фреон в вашем холодильнике?
Если вы беспокоитесь, что ваш холодильник был заправлен каким-то иным хладагентом (как вам кажется, очень вредным и опасным), рекомендуем узнать марку фреона, на котором работает холодильник. На компрессоре каждого холодильника есть специальная бирка (наклейка), где указан используемый хладагент. Кроме того, тип фреона указывается в техническом паспорте агрегата.
С 99% уверенностью можно утверждать, что ваш агрегат функционирует на одном из описанных выше хладагентов (R600а, R134a, R12 или R22), которые не ядовиты и не несут никакой опасности для человека.
Добавлю: шоб они так жили, как этот новомодный отстой (R134a, т.е. CF3CFH2) работает, и шоб они так за все платили, как этот псевдоазеотропный отстой стоит. На озоновый слой он как бы не влияет, (как и R12, кстати, это уже доказано экспертами); зато на глобальное потепление через парниковый эффект — еще как. Металлоемкость, затратность технологий, и цена холодильников повысилась, энергопотребление повысилось, КПД снизилось, надежность снизилась.
какой хладагент надёжней.
Помогите, вот решила всё таки купить себе холодильник Sharp.
Но ! они работают на HFC-134a хладагенте. Везде (практически R-6002a).
Скажите,а какой хладагент лучше? Влияет ли какой хладагент в случаи ремонта. В общем, 134 или 600а?
Ну вообще-то выбор не велик для бытовых холодильников сейчас только эти два хладагента и есть.
Ремонтировать проще холодильники на R134a, т.к. не требуется продувка азотом системы.
Но этот фреон более капризен к состоянию масла и чистоте системы от нагара.
В тоже время хладагент R600a (изобутан) малошумен и в системе используется дешевое минеральное масло.
Андрёй написал :
В тоже время хладагент R600a (изобутан) малошумен и в системе используется дешевое минеральное масло.
Зато мотор-компрессоры дороже.
Главное преимущество в том, что холодильники на R600a более экономичные и, как вы уже сказали, тише работают. Это все перевешивает.
Андрёй написал :
этот фреон более капризен к состоянию масла и чистоте системы от нагара
На просторах России древние советские холодцы на R134A молотят не один десяток лет подряд без капризов.
Шихаэль Мума написал :
древние советские холодцы на R134A
Вы не путаете с R12 случайно?
В советское время R134a в бытовых холодильниках не применялся.
Мда, чё-то я не в кассу. R12, действительно. 134 совсем другое..
Серьёзной проблемой для специалистов оказался подбор смазки для компрессора, работающего на R134a или другом озонобезопасном агенте. Дело в том, что традиционные минеральные и синтетические масла не растворяются 134-м фреоном, а значит, они будут безрезультатно гоняться по холодильному кругу. В этой ситуации процесс теплообмена может быть нарушен настолько серьёзно, что оборудование выйдет из строя.
2Андрёй Спасибочки за информацию, я женщина, да к тому же блондинка. Но, я понимаю, что хладагент хладагент R600a (изобутан) ставят в класс энергопотребления группы А,А++ и естественно электричество, а следовательно денежки экономится. Ну, и безусловно с хладагент R600a (изобутан) работают тиши.Если я правильно понела, то, 134 очень даже не плохо, а может для российских просторов и лучше, конечно ,отбрасывая, что 600 энергопотребления меньше итд.
Адабаш написал :
Но, я понимаю, что хладагент хладагент R600a (изобутан) ставят в класс энергопотребления группы А,А++
Вы, как женщина, выбирайте холодильник тот, который Вам нравится. И это не должно зависить от типа хладагента, примененного в холодильнике.
Если холодильник энергосбережения типа А или еще хуже типа А+, то это вовсе не значит какой у него хладагент. Это просто значит, что у него стенки толще, чем обычно.
И вовсе не факт, что с R600a будет потреблять меньше, чем с R134a.
Однозначно потреблять будет больше, чем с R12, но этот фреон сейчас запрещен.
Шихаэль Мума написал :
древние советские холодцы на R134A
Андрёй написал :
Однозначно потреблять будет больше, чем с R12, но этот фреон сейчас запрещен.
Добавлю: шоб они так жили, как этот новомодный отстой (R134a, т.е. CF3CFH2) работает, и шоб они так за все платили, как этот псевдоазеотропный отстой стоит. На озоновый слой он как бы не влияет, (как и R12, кстати, это уже доказано экспертами); зато на глобальное потепление через парниковый эффект — еще как. Металлоемкость, затратность технологий, и цена холодильников повысилась, энергопотребление повысилось, КПД снизилось, надежность снизилась.
"Энергетические показатели R134a ниже, чем у R12; для работы с R134a требуются дорогостоящие синтетические масла, отличающиеся высокой гигроскопичностью, хладагент имеет высокий параметр GWP.
В последние годы производство и потребление R134a в промышленно развитых странах происходят медленнее, чем предполагалось в прогнозах, при этом одной из причин такого медленного роста считается нелегальный экспорт ХФУ. В США и странах Западной Европы он составляет 10. 15 тыс. т в год."
Что это значит? Что специалисты даже стран-лидеров послали химических монстров в известном направлении, и используют то, что лучше, а не то, на чем дюпоновские "манагеры" больше заработают. Это как при "сухом законе" в США: можно выбирать между местным кукурузным самогоном, и контрабандным коньяком из Франции. Результат известен.