Если присутствуют все признаки засора, желательно не производить ремонт самостоятельно, а обратиться к специалисту.
Как устранить засор капиллярной трубки холодильника
Каждый холодильник, независимо от страны происхождения и фирмы производителя, имеет капиллярную трубку. Эта деталь обеспечивает циркуляцию фреона, поэтому её засор может привести к тому, что техника перестанет нормально охлаждать. Более всего эта проблема знакома владельцам современных холодильников, поскольку они имеют трубки с уменьшенным диаметром. В такой ситуации необходим ремонт, чтобы оборудование не вышло из строя и выполняла свои функции правильно.
Капиллярная трубка — важнейшая деталь в устройстве абсолютно любого холодильника. Очень часто её путают с трубкой, которая находится в дренажном отверстии внутри камеры и служит для отвода лишней влаги. Но это абсолютно разные детали, которые имеют совершенно разные функции. Часто поломка капилляра приводит к полному сбою в работе холодильного агрегата, поэтому очень важно контролировать его состояние и периодически чистить.
Признаки засорения капиллярной трубки
- Сбой в работе компрессора или его полная поломка, вследствие чего в трубку попадают различные примеси или осколки.
- Поломан фильтр-осушитель — возможная причина попадания пыли или влаги.
- Образование ржавчины внутри капилляра.
- Химические реакции между хладагентом и жидкостями в системе.
- Ремонт холодильника, в процессе которого была повреждена капиллярная трубка и не заменена на новую.
В результате засора нарушается движение хладагента к испарителю, что обычно приводит к нежелательным последствиям. Чтобы избежать поломки холодильника, нужно знать основные признаки засора в капилляре:
- в холодильной камере увеличивается температура, которая не отвечает установленным нормам;
- холодильник постоянно работает;
- появление наледи на испарителе;
- двигатель-компрессор, под влиянием нагрузки, увеличивает время своих включений;
- корпус двигателя нагревается сильнее, чем обычно.
Если возникает хоть одна из проблем, то выход из ситуации есть:
С случае частичного засора капиллярной трубки многие мастера примеряют метод промывки. В качестве моющего вещества применяют, как специальный фреон R141, так и собственные смеси кислот и щелочей, что мы делать не рекомендуем, так как глубоких испытаний ни одной из подобной смеси не было. Тем более мы не рекомендуем применять метиловый спирт, так как он является смертельным ядом и может привести к печальным последствиям.
Суть метода состоит в том, чтобы с начало через капиллярку всосать промывочную среду, а затем выдавить ее давление газа из больного баллона и так много раз.
Еще один способ, это «промывка R600», заключается он в том чтобы при заправке добавить R600, в отдельных случаях он помогает, но только из-за размеров малекул данного хладагента, прочистку он никакую не производит
Устранение засора капиллярной трубки холодильника
С случае частичного засора капиллярной трубки многие мастера примеряют метод промывки. В качестве моющего вещества применяют, как специальный фреон R141, так и собственные смеси кислот и щелочей, что мы делать не рекомендуем, так как глубоких испытаний ни одной из подобной смеси не было. Тем более мы не рекомендуем применять метиловый спирт, так как он является смертельным ядом и может привести к печальным последствиям.
Суть метода состоит в том, чтобы с начало через капиллярку всосать промывочную среду, а затем выдавить ее давление газа из больного баллона и так много раз.
Еще один способ, это «промывка R600», заключается он в том чтобы при заправке добавить R600, в отдельных случаях он помогает, но только из-за размеров малекул данного хладагента, прочистку он никакую не производит
Пресс для прочистки капиллярной трубки
Еще большее распространение получили самодельные гидравлические прессы для капиллярной трубки из обычного автомобильного домкрата. Из опыта стоит отметить, что нужно применять домкрат как минимум на 2-3 тонны, так как нагрузка бывает существенная.
Главная переделка состоит в том, чтобы сделать отверстие в поршне домкрата и приварить переходник под монометр (если он необходим) и для резьбы под капиллярную трубки.
Более простой «Кустарный» способ, состоит в том чтобы приварить трубку большего диаметра к капилляру, залить в него масло и заварить с другой стороны, после чего этот «одноразовый гидроцилиндр» кладут на наковальню и начинают плющить, создавшееся давление и пробивает засор.
Определив видимые признаки засора, не всегда удается сделать верный вывод. Прекращение подачи хладагента и перегревание холодильника может свидетельствовать и о такой неисправности, как поломка испарителя.
Увеличение количества поломок связано с изменением конструкции холодильников, где трубка была уменьшена в диаметре, и сменой хладагента. Наиболее часто обращаются в ремонт владельцы моделей «Атлант». Капиллярная трубка является важным элементом контура холодильника, она обеспечивает регулярную подачу в агрегат изобутана. Диаметр этого устройства составляет не более двух миллиметров, и по определенным причинам отверстие забивается.
- Сужение трубы, скопление механического сора перед складкой.
- Разрушение фильтра-испарителя.
- Расширение отдельного участка капиллярной трубки с образованием гребенки из крупных частиц засора.
- Попадание влаги.
- Несоответствие правилам эксплуатации холодильника Атлант в помещении.
- Образование липкого вещества, парафинизация масел низкого качества.
Один из способов подразумевает продувание азотом в направлении, обратном движению хладагента. Предварительно капиллярный элемент вырезают из общей системы. При использовании растворителя можно удалить засор в виде порошка тёмного цвета, мелкие хлопья, гелеобразную массу. Возможно, получится справиться с самой сложной, напоминающей пластилин, пробкой.
Пошаговая инструкция по прочистке
Необходимые инструменты и материалы
Для работы понадобятся следующие инструменты и устройства: пассатижи, паяльник с серебросодержащим припоем (или переносной газосварочный пост), труборез, компрессор, гидравлический пресс, азотный баллон. Из материалов потребуются: кусочек полой медной трубки, шприц, растворитель, хладагент, новый фильтр.
Нюансы очистки в разных моделях приборов
Поскольку у некоторых пользователей функционируют старые модели, а на рынке имеется огромное количество новых, содержимое охладительной системы может различаться. Различия в наполнителе фильтра, материале трубопроводов ведут к тому, что характер засора капиллярной трубки также различен. Этот факт определяет подход к очистке.
Один из способов подразумевает продувание азотом в направлении, обратном движению хладагента. Предварительно капиллярный элемент вырезают из общей системы. При использовании растворителя можно удалить засор в виде порошка тёмного цвета, мелкие хлопья, гелеобразную массу. Возможно, получится справиться с самой сложной, напоминающей пластилин, пробкой.
Ещё один способ предполагает впаивание в систему компрессора и прокачку под большим давлением (до 25 атмосфер). В зависимости от сложности загрязнения процедуру повторяют многократно.
Третий способ заключается в изъятии испарителя и помещении его в ёмкость с водой высокой температуры. Капиллярную трубку необходимо продуть. После завершения работ элементы возвращаются на место, производится вакуумирование и заправка фреона. Сделать это можно только компрессором!
Важно! Если прочистка не приносит должного результата даже после нескольких попыток, то в системе неустранимый засор. В таком случае необходима полная замена капиллярной трубки.
Однако с середины 90-х годов, когда началось активное продвижение на рынок новых конструкций компрессоров с повышенным допуском нагрева и новыми марками масел, появилась холодильная техника, предназначенная для работы с хладагентом R134a. В результате отказов холодильников, вызванных засорами в КТ, стало значительно больше. В основном это было вызвано тем, что в этих аппаратах стали применяться КТ с уменьшенным внутренним диаметром (с 0,8 до 0,71…0,66 мм). Известно, что уменьшение внутреннего диаметра КТ требует улучшения качества производства холодильного агрегата. Первые несколько лет эксплуатации подобных аппаратов не выявили никаких особых отличий в работе техники, работающей на хладагентах R134а и R12, кроме того, что техника на R12 выдерживала отклонения по температуре окружающей среды в более широких пределах. Однако уже лет через пять с момента начала эксплуатации появились холодильники с дефектом “засор капиллярной трубки”. Причем подобные засоры зачастую было сложно устранить – засоры в КТ не “продавливались” даже избыточным давлением в системе от 150 кгс/см2 и выше! Предвестником полного засора капиллярной трубки является появление частичного засора, который без наличия приборов (чувствительного манометра)очень тяжело диагностируется. Идеальным прибором, необходимым для качественной диагностики частичного засора капиллярной трубки, является ротаметр (расходомер, который позволяет определить расход проходящего через КТ газа в л/мин). Но они редко встречаются, и необходимость в их применении возникает не так часто. Дальнейшее изучение рассматриваемой проблемы привело автора к выводу, что далеко не всегда можно точно и однозначно сказать, что засоры в КТ вызваны конструктивными особенностями холодильных агрегатов (ХА), например, в случаях отклонения режима работы ХА от номинальных. Похоже, что этот побочный дефект вызван применением самого хладагента R134а, поскольку импортные и отечественные бытовые холодильники, работающие на других типах хладагентов подобного дефекта не имеют. Самое интересное, что производители так и не озвучили химическую или физическую природу засоров КТ в своих моделях. Было единственное упоминание по моделям холодильников Стинол с компрессорами КВО: парафинизация масел. Похоже, что этим просто некому заниматься, на первом плане у производителей стоит продажа новых моделей. А зря – мастер, знающий проблему засоров в какой-нибудь печально известной линейке холодильников, может посоветовать клиенту купить аппарат от другого производителя. Остановимся подробнее на возможных причинах засоров в КТ.
Устранение засора капиллярной трубки
Совсем недавно отказы бытовых холодильников, вызванные засорами капиллярных трубок (КТ), почти не наблюдались. Это были единичные случаи, имеющие в своей основе “механическую” природу (мелкая металлическая стружка и др.). Увлекаемые потоком хладагента, эти частицы свободно циркулировали по системе и, в случае появления неблагоприятных факторов(выброс в систему масла или продуктов его распада, изломы в проходе трубы), могли создавать незначительное сужение прохода КТ. Поскольку размер частиц засора был относительно велик, это вызывало достаточно быстрое перекрытие этого сужения прохода капиллярной трубки и серьезное нарушение циркуляции хладагента. Обеспокоенный потребитель отключал аппарат и вызывал мастера. Поскольку пробка засора не успевала значительно уплотниться или увеличиться в объеме, проблемы с устранением дефекта “засор капиллярной трубки” особых трудностей не представлял.
Однако с середины 90-х годов, когда началось активное продвижение на рынок новых конструкций компрессоров с повышенным допуском нагрева и новыми марками масел, появилась холодильная техника, предназначенная для работы с хладагентом R134a. В результате отказов холодильников, вызванных засорами в КТ, стало значительно больше. В основном это было вызвано тем, что в этих аппаратах стали применяться КТ с уменьшенным внутренним диаметром (с 0,8 до 0,71…0,66 мм). Известно, что уменьшение внутреннего диаметра КТ требует улучшения качества производства холодильного агрегата. Первые несколько лет эксплуатации подобных аппаратов не выявили никаких особых отличий в работе техники, работающей на хладагентах R134а и R12, кроме того, что техника на R12 выдерживала отклонения по температуре окружающей среды в более широких пределах. Однако уже лет через пять с момента начала эксплуатации появились холодильники с дефектом “засор капиллярной трубки”. Причем подобные засоры зачастую было сложно устранить – засоры в КТ не “продавливались” даже избыточным давлением в системе от 150 кгс/см2 и выше! Предвестником полного засора капиллярной трубки является появление частичного засора, который без наличия приборов (чувствительного манометра)очень тяжело диагностируется. Идеальным прибором, необходимым для качественной диагностики частичного засора капиллярной трубки, является ротаметр (расходомер, который позволяет определить расход проходящего через КТ газа в л/мин). Но они редко встречаются, и необходимость в их применении возникает не так часто. Дальнейшее изучение рассматриваемой проблемы привело автора к выводу, что далеко не всегда можно точно и однозначно сказать, что засоры в КТ вызваны конструктивными особенностями холодильных агрегатов (ХА), например, в случаях отклонения режима работы ХА от номинальных. Похоже, что этот побочный дефект вызван применением самого хладагента R134а, поскольку импортные и отечественные бытовые холодильники, работающие на других типах хладагентов подобного дефекта не имеют. Самое интересное, что производители так и не озвучили химическую или физическую природу засоров КТ в своих моделях. Было единственное упоминание по моделям холодильников Стинол с компрессорами КВО: парафинизация масел. Похоже, что этим просто некому заниматься, на первом плане у производителей стоит продажа новых моделей. А зря – мастер, знающий проблему засоров в какой-нибудь печально известной линейке холодильников, может посоветовать клиенту купить аппарат от другого производителя. Остановимся подробнее на возможных причинах засоров в КТ.
Сужение геометрии внутреннего диаметра трубы как в продольном, так и поперечном сечениях.В этом случае перед появившейся складкой (заусенцем) возможно скопление небольшого количества механической взвеси, она пропитывается вязкими составляющими масла и затем уплотняется. Как вариант, возможно простое смерзание частиц (если расположение засора находится вблизи от впрыска в испаритель). За выступающие из массы бесформенные кусочки цепляются новые соринки, и процесс идет по нарастающей. Такого рода засор тяжело продавить по ходу газа, так как впереди засора будет находиться именно сужение трубы, и подобная “пробка” будет только уплотняться. В последнее время подобное явление встречается из-за “закуса” (сужение при отрезе) кончика трубы на впрыске в испаритель при обрезании КТ изготовителем, без дальнейшей обработки торца трубы.
Расширение геометрии внутреннего диаметра трубы как в продольном так и поперечном сечении.
В этом случае появляется своеобразный “карман”, где могут осесть при остановке движения среды относительно крупные частицы, а их выступающие кромки послужат своеобразной гребенкой для улавливания из среды других механических включений. Такого рода засор тяжело продавить в любом направлении, предпочтительнее пропитать засор моющим раствором и промывать трубу до полного удаления следов засора.
Режу алюминиевую трубку на расстоянии 10 см от большего испарителя. Одновременно разогреваю кислородно-пропановой горелкой место опрессовки капилляра и выдёргиваю капилляр из опрессовки, при этом тяну за алюминиевую трубку и маленький испаритель. Выпаиваю медную трубку из Cu-Al-стыка и вытягиваю капилляр в направлении противоположном направлению движения фреона в капилляре, но не наоборот! Если тянуть наоборот — остатки припоя на капилляре в зоне Cu-Al-стыка, чаще всего, не дадут вытянуть капилляр. Если испаритель древний, с опрессовкой капилляра в маленьком испарителе, то, перед вытягиванием капилляра, к концу старого (там, где выход в испаритель) припаиваю встык новый с минимальным количеством припоя и вытягивая старый (также разогрев опрессовку в малом испарителе) протаскиваю новый. Обычно новый капилляр свободно вставляется в место опрессовки старого, если же не вставляется — пробиваю место опрессовки отрезком упругой стальной проволоки диаметром 2 мм. После того, как вставил новый капилляр, разбортовываю алюминиевую трубку возле большего испарителя, вставляю капилляр до упора в первый поворот канала испарителя, вытягиваю на 5-10 мм, опрессовываю место старой опрессовки специальным маленьким зубилом с закругленной кромкой (пробовал иногда не опрессовывать — тоже есть свой плюс — за счёт частичного пропуска жидкаря в малый испаритель в месте опрессовки охлаждение в ХК начинается одновременно с охлаждением в МК, но, думаю, всётаки лучше опрессовывать ). Вставляю алюминиевую трубку от малого испарителя в раструб, обпаиваю раструб, вставляю медную трубку в Cu-Al-стык с капилляром и пропаиваю. Опрессовываю до 15 бар и проверяю пайки — испаритель готов.
Немного написал не по порядку. Это я раньше так делал. В последнее время технология замены капилляра значительно упростилась — не режу алюминиевую трубку — распаиваю Cu-Al-стык и вытягиваю капилляр из него (также одновременно грею место опрессовки и тяну за капилляр), таким способом получается при условии. что новый капилляр свободно входит в место опрессовки старого. Правда, бывает, надо по-морочится, что бы вставить капилляр в опрессовку, зато не надо резать алюминиевую трубку и затем её паять. У нового капилляра для R-12, который я достаю, внутренний диаметр больше, чем у родного ( потому что для такой же производительности, как у старого, требуется большая длина — обычно оставляю после Cu-Al-стыка 1. 1,5 м вместо старых 0,3. 0,5 м) возможно ещё и из-за увеличенного внутреннего диаметра — повторов с засором замененого капилляра ещё ни разу не было, а наружный диаметр — тоже меньше чуть-чуть — поэтому легко вставляется в место опрессовки.
Стоимость нового капилляра для R-12 — 2 грн/метр (11 руб./метр). Первый свой испаритель делал целый день (если с такими трудозатратами — то конечно не стоит за это браться), а сейчас, когда выработана своеобразная технология, времени замена занимает не много, а ещё с учётом, что 1. 2 таких испарителя попадается в месяц 100%, новый испаритель стоит дорого и владелец редко соглашается, зарабатываю я и на замене капилляра и на последующей заправке (а не только на заправке, как при замене нового испарителя), заниматься этим, думаю, следует. И ещё: в моих краях в середине и конце 90-хх "Нордом" массово расчитывались большие предприятия со своими работниками всчет зарплаты, по бартеру, когда были задолженности по зарплате, да и в то время выбор новых холодильников был значительно меньше, чем сейчас и был представлен преимущественно "Нордом", тем более по стоимости он был и есть дешевле всех остальных новых. Поэтому в парке холодильников у населения "Норд" занимает большой процент, ну и поэтому и у меня в ремонте "Норд" среди других марок хол-ков занимает первое место.
Информация о холодильниках от
Режу алюминиевую трубку на расстоянии 10 см от большего испарителя. Одновременно разогреваю кислородно-пропановой горелкой место опрессовки капилляра и выдёргиваю капилляр из опрессовки, при этом тяну за алюминиевую трубку и маленький испаритель. Выпаиваю медную трубку из Cu-Al-стыка и вытягиваю капилляр в направлении противоположном направлению движения фреона в капилляре, но не наоборот! Если тянуть наоборот — остатки припоя на капилляре в зоне Cu-Al-стыка, чаще всего, не дадут вытянуть капилляр. Если испаритель древний, с опрессовкой капилляра в маленьком испарителе, то, перед вытягиванием капилляра, к концу старого (там, где выход в испаритель) припаиваю встык новый с минимальным количеством припоя и вытягивая старый (также разогрев опрессовку в малом испарителе) протаскиваю новый. Обычно новый капилляр свободно вставляется в место опрессовки старого, если же не вставляется — пробиваю место опрессовки отрезком упругой стальной проволоки диаметром 2 мм. После того, как вставил новый капилляр, разбортовываю алюминиевую трубку возле большего испарителя, вставляю капилляр до упора в первый поворот канала испарителя, вытягиваю на 5-10 мм, опрессовываю место старой опрессовки специальным маленьким зубилом с закругленной кромкой (пробовал иногда не опрессовывать — тоже есть свой плюс — за счёт частичного пропуска жидкаря в малый испаритель в месте опрессовки охлаждение в ХК начинается одновременно с охлаждением в МК, но, думаю, всётаки лучше опрессовывать ). Вставляю алюминиевую трубку от малого испарителя в раструб, обпаиваю раструб, вставляю медную трубку в Cu-Al-стык с капилляром и пропаиваю. Опрессовываю до 15 бар и проверяю пайки — испаритель готов.
Немного написал не по порядку. Это я раньше так делал. В последнее время технология замены капилляра значительно упростилась — не режу алюминиевую трубку — распаиваю Cu-Al-стык и вытягиваю капилляр из него (также одновременно грею место опрессовки и тяну за капилляр), таким способом получается при условии. что новый капилляр свободно входит в место опрессовки старого. Правда, бывает, надо по-морочится, что бы вставить капилляр в опрессовку, зато не надо резать алюминиевую трубку и затем её паять. У нового капилляра для R-12, который я достаю, внутренний диаметр больше, чем у родного ( потому что для такой же производительности, как у старого, требуется большая длина — обычно оставляю после Cu-Al-стыка 1. 1,5 м вместо старых 0,3. 0,5 м) возможно ещё и из-за увеличенного внутреннего диаметра — повторов с засором замененого капилляра ещё ни разу не было, а наружный диаметр — тоже меньше чуть-чуть — поэтому легко вставляется в место опрессовки.
Стоимость нового капилляра для R-12 — 2 грн/метр (11 руб./метр). Первый свой испаритель делал целый день (если с такими трудозатратами — то конечно не стоит за это браться), а сейчас, когда выработана своеобразная технология, времени замена занимает не много, а ещё с учётом, что 1. 2 таких испарителя попадается в месяц 100%, новый испаритель стоит дорого и владелец редко соглашается, зарабатываю я и на замене капилляра и на последующей заправке (а не только на заправке, как при замене нового испарителя), заниматься этим, думаю, следует. И ещё: в моих краях в середине и конце 90-хх "Нордом" массово расчитывались большие предприятия со своими работниками всчет зарплаты, по бартеру, когда были задолженности по зарплате, да и в то время выбор новых холодильников был значительно меньше, чем сейчас и был представлен преимущественно "Нордом", тем более по стоимости он был и есть дешевле всех остальных новых. Поэтому в парке холодильников у населения "Норд" занимает большой процент, ну и поэтому и у меня в ремонте "Норд" среди других марок хол-ков занимает первое место.
Чтобы наверняка быть уверенным в том, что засорилась капиллярка, можете провести определенные действия.
Капиллярная трубка – один из весьма важных элементов контура холодильника, который отвечает за постоянную подачу в агрегат изобутана. Эта деталь конструкции не превышает двух миллиметров в диаметре и в некоторых случаях может забиваться. Основными причинами засора могут стать:
- сужение трубки из-за скопления мелкого механического мусора;
- неисправность фильтра-испарителя;
- влага, попавшая извне;
- расширение участка трубки;
- несоблюдение правил эксплуатации оборудования.
Как проверить, забита ли трубка?
- бесперебойную работу холодильника, что приводит к большому количеству льда в морозильной камере;
- отсутствие холода в морозилке, несмотря на то, что она работает;
- отсутствие холода в самом холодильнике.
Также можно заметить, что холодильник будет холодить сильнее, если его предварительно отключить на несколько часов.
Чтобы наверняка быть уверенным в том, что засорилась капиллярка, можете провести определенные действия.
- После включения холодильника надо взяться за трубку. В случае, когда она нагревается, а затем быстро начинает остывать, вероятность засора очень велика.
- Протереть конденсатор влажной губкой, тем самым убрав пыль и грязь, которая мешает охлаждению газа. Если после этого часть конденсатора стала холодной и перестала нагреваться, то можно говорить, что трубка не пропускает газ в необходимом количестве.
Тем не менее, все эти признаки могут говорить не только о засоре, но и о других неисправностях агрегата. Убедиться на все 100% в том, что проблема именно в закупорке трубки, можно только вскрыв систему. Но не стоит пытаться сделать это самостоятельно, без определенных инструментов и навыков. Лучше доверить такую работу профессионалу, который при помощи специальных инструментов сможет правильно диагностировать и устранить неисправность.
Как прочистить капилярку холодильника?
Наиболее часто с проблемой засора капиллярной трубки холодильника сталкиваются владельцы холодильников марок «Минск» и «Атлант», которые были выпущены ранее 2005 года. Именно контур – слабое место этих агрегатов. В технике, произведенной другими брендами, поломка возникает реже. Однако при длительном использовании оборудования полностью исключить ее нельзя. Если вы на все 100% уверены, что причина неисправности именно в засоре капиллярной трубки, нужно срочно ее прочистить. Осуществить ремонт в домашних условиях собственными силами практически невозможно. Однако, для тех, кто все же решится сделать это самостоятельно, распишем процесс прочистки.
Прежде чем приступать к ремонту, нужно подготовить специальные инструменты, прибор для заправки фреоном (или другим хладагентом). Сам процесс ремонта проходит в несколько этапов.
- Участок трубки, который забился, обрезается на расстоянии 1-3 см от места, где в нее входит фреон.
- Трубка прочищается при помощи направленного в нее сжатого азота. Для такой прочистки потребуется специальный продувочный пресс.
- После деталь отрезается от фильтра и к срезанному концу припаивается небольшой кусок трубки из меди. Диаметр ее должен быть не более шести миллиметров. Затем к ней присоединяют резиновый шланг с манометром, в который вливается 10 мл растворителя и все это прикрепляется к нагнетательному выводу мотора. После запускается мотор и как только давление достигает 25 атмосфер, его необходимо отключить. В некоторых случаях требуется провести 25-30 циклов, чтобы очистить капилляр.
Если же описанная выше продувка не приносит результатов, то испаритель демонтируется, деталь опускается в горячую воду для нагрева, а затем ее снова необходимо продуть. Если не помогает ни один из вышеперечисленных способов, единственный выход – замена элемента.
Возможные проблемы при чистке
Стоит подчеркнуть, что в большинстве случаев во время прочистки трубки требуется также провести замену фильтра-осушителя, так как засор обычно возникает именно из-за этой детали. Если же замена не будет произведена, а трубка капилляра будет прочищена, проблема может появиться снова спустя время.
Также во многих случаях требуется заправка системы фреоном, для чего нужно вакуумировать систему во избежание новой закупорки.
Если у вас нет опыта и специальных инструментов, не стоит экспериментировать и пытаться провести ремонт самостоятельно. Обратитесь за помощью к квалифицированным специалистам, которые быстро и качественно помогут вам устранить засорение капиллярной трубки холодильника.
Капиллярная трубка может частично или полностью засориться по некоторым причинам:
Засор капиллярной трубки холодильника
Капиллярная трубка холодильника обеспечивает движение хладагента внутри системы и поступление холода в морозильный и холодильный отсеки. Диаметр трубки в зависимости от модели варьируется от долей миллиметра до нескольких миллиметров. К сожалению, иногда случается такая неприятность, как засор капиллярной трубки холодильника. Как правило, это не относится к новым холодильникам, однако после 3-5 лет исправной работы могут появиться признаки, на которые вовремя следует обратить внимание, иначе эксплуатация такого холодильника может привести к поломке компрессора.
«Закажите мастера по ремонту холодильника ПРЯМО СЕЙЧАС и получите скидку 7%» * — Обязательные поля для заполнения
Данную неисправность устранить под силу чаще всего только опытному механику. В случае возникновения таких проблем, не затягивайте – обращайтесь в сервис: 8 (495) 109-02-72.
Капиллярная трубка засоряется из-за оседания внутри неё частиц масла, взаимодействующего с фреоном. К слову, капиллярная трубка производит циркуляцию фреона по системе холодильника, что способствует охлаждению холодильной и морозильной камер.
Определить нарушение циркуляции фреона можно по следующим признакам:
- Холодильник гоняет мотор безостановочно, при этом в холодильном отсеке появляется лед.
- Не охлаждается холодильный отсек, морозилка функционирует.
- Мотор холодильного аппарата работает, но сам агрегат не охлаждает. Не охлаждаются обе камеры. Встречается при стопроцентном «тромбозе» трубы.
- Агрегат не охлаждает, однако после выключения на какое-то время вновь начинает морозить на несколько часов. (Дело в том, что в выключенном состоянии фреон преобразуется в газ, в то время, как при включенном моторе, он циркулирует в качестве жидкого хладагента).
Что делать, если засорился капиллярный трубопровод?
Сперва убедитесь, что дело именно в засоре капиллярной трубы. Для этого сделайте следующее:
- Включите холодильный аппарат и возьмитесь за нагнетательную трубу (если труба сначала нагревается, затем резко охлаждается – это стопроцентный засор).
- Нагрев конденсатора происходит не во всю мощь, а лишь наполовину. Протрите конденсатор влажной тряпкой (тем самым вы уберете ненужную пыль, которая мешает охлаждению фреона).
- Если часть конденсатора охладится и не будет нагреваться совсем, то это говорит о том, что газ стоит в трубе без возможности пройти в охладитель в нужном объеме.
Как устранить неисправность? Если вы не обладаете достаточной квалификацией для самостоятельного устранения засора, обратитесь к мастеру по ремонту – оставьте заявку на сайте с подробным описанием проблемы.
Какой ремонт понадобится, если засорилась капиллярная трубка?
Важно: обращайтесь исключительно в проверенные сервисы, которые имеют все необходимые лицензии на предоставление услуг. Сервис должен быть официальным, фирма зарегистрированной. Мы с уверенностью можем сказать, что мы отвечаем заявленным требованиям и работаем по всему Подмосковью.
Техническое обслуживание проводится на дому, транспортировать холодильник никуда не надо.
Замена капиллярной трубки на холодильном оборудовании с верхней морозильной камерой немного отличается в силу особенностей строения агрегата. Однако это такой же трудоемкий процесс, при котором одна ошибка может привести к неисправности. Поэтому лучше доверить замену специалисту, который знает точный порядок действий и не допустит того, что процедуру придется повторять из-за совершенной ошибки.
Другие способы устранения засора
Есть и другие способы устранения проблемы без замены трубки. Многие мастера предлагают самые разные процедуры, но лучше всего воспользоваться один из следующих способов:
- Прочистка с помощью жидкого азота. Под высоким давлением продувают трубку против потока хладагента.
- Укорочение трубки со стороны, откуда в нее входит хладагент. Но этот метод эффективен, если засор располагается на небольшом участке трубопровода.
Эти работы лучше также не проводить самостоятельно, если нет определенных навыков и опыта. Так как можно очень легко отрезать слишком много от трубопровода или неправильно его спаять. Лучше всего довериться специалисту — он сможет не только диагностировать проблему, но и устранить ее.
На основе вышеприведенных данных также можно легко определить компетентность мастера: замена, прочистка азотом и укорочение — не самые простые и быстрые манипуляции. Если мастер предложит что-то «простое, быстрое и недорогое», то после таких мероприятий холодильное оборудование вероятнее всего не будет полноценно функционировать и скоро снова выйдет из строя.
Специалисты компании «Формула Холода» работают в этой сфере не первый год, имеют необходимый уровень знаний и навыков, а также профессиональный набор необходимых инструментов для проведения ремонта и монтажа. Фирма обслуживает все виды отечественных и зарубежных марок холодильников во всех районах Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Засор капиллярной трубки в холодильнике
Иногда случается так, что морозилка перестает вырабатывать достаточное количество холода. Это признак того, что образовался засор капиллярной трубки в холодильнике. Причин тому может быть множество. Например, в систему могли попасть незначительные частички влаги или примеси через фильтр-осушитель. Часто такая неисправность может обнаружиться после ремонтных или монтажных работ некомпетентного мастера.
Для того чтобы избавиться от засора необходим специальный набор инструментов, а также хладагент и оборудование для дозаправки контура фреоном. Помимо устранения засора придется менять и сам фильтр, так как именно он является первопричиной неисправности. Во время проведения таких работ необходима предварительная вакуумация системы. Вся процедура занимает около двух часов и для ее проведения требуется помощь опытного специалиста.
Компания «Формула Холода» предоставляет свои услуги по устранению засоров капиллярной трубки в холодильнике и прочим видам ремонта. Все работы выполняются в максимально короткие сроки. Для того чтобы вызвать помощь достаточно совершить один звонок, объяснить суть проблемы и дождаться специалиста, который проведет бесплатную диагностику и приступит к устранению неполадки. Ремонт осуществляется на территории заказчика.
Необходимо помнить о том, что при очистке капиллярной трубке во время засора, нужно менять также фильтр-осушитель, т.к. трубка по этой причине и забивается, что фильтр перестает задерживать мелкие частицы. Во время проведения всех работ с капиллярной трубкой, как и во время другого типа ремонта холодильного контура, нужно проводить заправку системы фреоном. При помощи вакуумного насоса выкачивается весь воздух из системы и проводится заполнение системы хладагентом.
Основные признаки засора капиллярной трубки
Попадание в капиллярную трубку органических соединений может затруднить или полностью перекрыть циркуляцию фреона по системе. В связи с этим, производительность холодильника становится значительно ниже, система начинает сильно греться, в том числе греется и мотор-компрессор, после чего может и полностью выйти из строя. Подобным образом, небольшая на первый взгляд проблема может стать причиной серьезных неисправностей.
Для того чтобы определиться, произошел засор капиллярной трубки в холодильнике или нет, нужно проводить диагностику при помощи специального оборудования под руководством опытного специалиста. Дело в том, что подобные признаки могут возникать и при ряде других неисправностей холодильника. К примеру, засор фильтра- осушителя. Если поломка вызвана засорением капиллярной трубки, тогда проблему можно решить следующими способами.
Чтобы подобрать необходимое сечение капиллярной трубки Вам сначала необходимо выбрать используемый хладагент и заполнить 4 необходимых параметра работы системы :
Холодильник Индезит Засор Капиллярной Трубки
Необходимость замены капиллярной трубки в холодильнике возникает при сгорании обмотки компрессора. Замена капиллярной трубки может возникнуть также при непроходимости или при уменьшении сечения капиллярной трубки вследствии засора, возникающего в холодильном контуре при комплексном воздействии высоких температур и давления на поршневой механизм, холодильное масло и обмотку электродвигателя компрессора, а также на селикагель в фильтре-осушителе.
В результате этого воздействия внутренние стенки капилярной трубки покрываются белым налетом, который может иметь даже липкую консистенцию.
Все это следствие нарушения температурного режима работы компрессора — продолжительный режим работы без остановки. В этом случае в холодильном контуре холодильника уже возникают необратимые процессы — масло в компрессоре нагревается и загрязняется, а возможно масло уже поменяло свои смазывающие свойства — превратилось в «гудрон» — липкую, вяжущую массу, состоящую из смеси порошка селикагеля, масла и лака обмотки электродвигателя. Косвенно, это можно установить по состоянию селикагеля в патроне фильтра-осушителя — в этом случае надо разрезать демонтированный фильтр-осушитель труборезом.
Как ни странно, основные засоры капиллярной трубки возникают только в холодильниках «Атлант» с верхним расположением морозильной камеры и при установленном компрессоре на хладоне R-134a. И это не удивительно, в этих холодильниках используются самые тонкие капиллярные трубки диаметром 0,71 мм и меньше, а в компрессор залито синтетическое масло, которое не терпит перегрева — оно разлагается при перегреве, меняя свой цвет от прозрачного до черного и теряя свою текучесть .
Подбор капиллярной трубки для бытового и торгового холодильника всегда вызывает затруднения для холодильщика. В этом случае мастеру необходимо знать температурный режим холодильника (LBP — низкотемпературный , HBP — среднетемпературный, MBP — высокотемпературный) и тип используемого хладагента. Сам подбор капиллярной трубки заключается в определении требуемого внутреннего диаметра и длины трубки.
На один типовой холодильный шкаф могут быть установлены различные конденсаторные и испарительные блоки, компрессоры различной прозводительности, использоваться различные типы хладагента. Все это тоже не упрощает жизнь холодильщику-ремонтнику.
Для целей подбора капиллярной трубки создаются и используются специальные программы, например на сайте danfoss.ru предлагается программа DanCap. Трудности использования этой программы — программа на английском языке и нет пояснений по заполнению граф таблицы.
Чтобы подобрать необходимое сечение капиллярной трубки Вам сначала необходимо выбрать используемый хладагент и заполнить 4 необходимых параметра работы системы :
head load of the system — холодопроизводительность (нагрузка на систему, измеряется в Вт или Btu/hr)
evaporating temperature — температура испарения (LBP — минус 23 град., MBP — минус 15 град., HBP — плюс 7 град.)
condensing temperature — температура конденсации (стандарт — плюс 45 градусов)
return gas temperature — температура обратного газа (с учетом перегрева газа). И здесь все непросто.
Теория холодильного дела гласит для нормальной работы большинства торгового холодильного оборудования хладагент должен полностью выкипать, а стандартный перегрев газа должен находиться в диапазоне от 5 до 8 К (стандарт — 7 К или градусов Цельсия) При этом перепад температуры по воздуху на испарителе должен быть в пределах от 3 до 5 К, а полный температурный напор по воздуху составлять от 6 до 10 К. При отклонении от этих показателей работа системы нарушается — перегрев больше 8 град свидетельствует о нехватке фреона; а при нулевом перегреве возможен гидравлический удар, т.к. хладагент может полность не выкипеть и поступить в жидкой фазе на компрессор (это характерно при использовании ТРВ и короткой капиллярной трубки)
Результаты подбора длины капиллярной трубки для различных типов хладагента, компрессоров и используемых стандартных типоразмеров капиллярных труб — 0,5 / 0,6 / 0,7 / 0,8 / 1,0 / 1,2 / 1,5 / 1,8 / 2,0 можно представить в виде таблицы. При этом исходят из того, что длина капилярной трубки не может превышать 3,5 метра ( при превышении этого показателя требуется заменить трубку другим меньшим диаметром).
После расчета Вам предлагается на выбор 9 вариантов длины капиллярной трубки разных диаметров , в т.ч. идеальный (помечен синим цветом). Обратите внимание на показатель расхода воздуха через конденсатор в CFM (кубический фут в минуту) — вентилятор должен удовлетворять этим требованиям (1 CFM — 28.3 литра или 0,0283 куб. метров в минуту).
Недостаток программы — в привязке к компъютеру, нет андроидной версии.
Конечно, неплохо иметь всегда под рукой таблицу с расчетными показателями диаметров и длин капиллярной трубки для любых типов холодильников, но это получается не всегда — остается накапливать и систематизировать полученные знания.
Другой альтернативой расчета и подбора капиллярной трубки может служить программа Calculo capilar Vandencapilar для андроид смартфонов. Она менее функциональна, но зато проста в использовании и всегда может находиться под рукой у холодильщика на смартфоне.
Как всегда, для русскоязычного пользователя программы возникают трудности — недружественный интерфейс на итальянском или румынском языке. Заполняются 3 поля:
potencia frigorifica (охлаждающий потенциал) — нагрузка на систему
watios-cecomaf или kcal/hora-ashrae — используемая в расчете капилярной трубки размерность холодопроизводительности
diametro interior — используемый внутренний диаметр капиллярной трубки (по наличию капиллярки у холодильщика)
Как было отмечено, программа Calculo capilar Vandencapilar менее функциональна — в расчетах используется только стандартная температура конденсации +45 градусов Цельсия и не учитывается перегрев хладагента. После нажатия на кнопку CALCULAR на выбор нам предлагается, как правило, 2 варианта — IDEAL (идеальный диаметр капиллярной трубки с учетом ограничения длины -3,5 метра) и LONQITUD (выбор, заданный по диаметру используемой капиллярной трубки).
Справедливости ради необходимо отметить, если сравнивать обе программы, то при одинаковых заданных параметрах, на выходе они дают разные результаты — расчетная длина капиллярной трубки может отличаться в разы. При этом разработчики программ не несут ответственности за выход оборудования из строя и др. риски, связанные с порчей продукции, если Вы использовали их расчеты для выбора капиллярной трубки для вашего холодильника.
Программы для расчета капиллярной трубки — это лишь подспорье холодильщику, а так решающее значение имеют практика и опыт.
При увеличивающейся нагрузке на компрессор устройства, производительность холодильника заметно снижается. В результате длительной работы мотора в усиленном режиме, оборудование может выйти из строя.
Как прочистить капиллярную трубку в холодильнике — инструкция и советы
Капиллярная трубка — важнейшая деталь в устройстве абсолютно любого холодильника. Очень часто её путают с трубкой, которая находится в дренажном отверстии внутри камеры и служит для отвода лишней влаги. Но это абсолютно разные детали, которые имеют совершенно разные функции. Часто поломка капилляра приводит к полному сбою в работе холодильного агрегата, поэтому очень важно контролировать его состояние и периодически чистить.
Выбранные методы восстановления зависят от степени засорения. Обычно при мелких проблемах в морозильной камере начинает нарастать лед, мотор-компрессор не отключается или отключается слишком редко, температура в холодильном отделении выше, чем должна быть по инструкции. При полном засорении компрессор работает, но температура в камерах остается в районе комнатной. Также при сильном засорении частично помогает отключение устройства из сети на 2-3 часа и повторное включение. Газ в системе создает избыточное давление, которое пробивает капилляр, но это временный эффект.
Почему происходит засор капиллярной трубки холодильника?
В системе циркуляции хладагент смешивается с маслом для оптимальной работы компрессора. Если масло потеряло свои свойства, перегрелось или было разбавлено неподходящими материалами, оно разлагается на жидкую и твердую фракцию. Твердые частицы постепенно оседают на стенках капилляра, выводя его из строя. Такой засор снижает эффективность подачи фреона, что вызывает изменения в работе техники.
- масло отработало свой ресурс, не было вовремя заменено в процессе эксплуатации;
- фреон изменил свойства, в него попали твердые частицы из-за разрушения системы циркуляции;
- трубка деформировалась по причине механического воздействия, ударов, вибраций;
- фильтр забился и перестал выполнять свои задачи, что привело к постепенному засорению капилляра.
Если производитель сэкономил при производстве и изготовил капиллярную деталь из неподходящего сплава, уже через 2-3 года проявятся первые признаки засорения. Но причины могут быть и другие. К примеру, разрушение внутренней части конденсатора или испарителя приводит к попаданию в рабочую жидкость множества мелких твердых частиц. Они забивают сначала фильтр, а затем и капилляр.
Какая-то часть подгоревшего масла превращается в густой осадок, который оседает на стенках капиллярной трубки. К этому маслянистому слою прилипает прочий мусор, образовавшийся за годы работы холодильника, в результате чего трубка забивается. От этого нарушается циркуляция хладагента, и, как итог, для поддержания низкой температуры холодильнику приходится работать еще интенсивнее, что только ускоряет процесс засора.
Меры предосторожности
При очистке нужно применять лишь родное масло, которое запрещено смешивать с другими видами масел и химическими растворителями. Это может привести к поломке компрессора. Лучше всего вообще не осуществлять собственноручный ремонт холодильника, а доверить это дело сервисному центру, например, такому: http://zaporozhye-remont.com.ua.
Если пренебречь привлечением квалифицированного инженера по климатической технике, то можно не только испортить капиллярную трубку, но и прочие элементы системы или даже вывести ее из строя целиком. Ведь для проведения подобных сервисных работ, нужна специальная техника, материалы и, самое главное, – опыт подобного ремонта.
холодильник, ремонт, своими руками, ремонт холодильника, термостат, мастер, мотор, фреон, двигатель, заменить, утечка, компрессор, терморегулятор, не холодит, морозилка, ремонт холодильников, поменять, ноу фрост, indesit, индезит, перестал морозить, заправка, no frost, мастера по ремонту, проверить, оттайка, атлант, датчик, холодильника, ремонт холодильника индезит, вентилятор, фильтр, тэн, испаритель, пайка, замена, холодильников, включается, не морозит, lg, холодильное оборудование, модуль, ремонт холодильного оборудования, bosch, ремонт холодильников на дому, ремонт системы no frost, морозильная камера, реле, камера, замена капилярки, ремонт холодильников беко haier сименс шарп, температура, ремонт холодильников бош стинол атлант индезит самсунг lg, холодильная камера, ремонт холодильника своими руками, ремонт бытовых холодильников, мастер по ремонту холодильников, самсунг, редактор youtube, сенсорный датчик, сопротивление, управление, мотор-компрессор, не работает, сенсор, не работает холодильник, датчик оттайки, холодильная установка, не морозит холодильник, замена терморегулятора в холодильнике, фреоном, свою работу, деталь, заправляет холодильник, отремонтировать, блок, перезаправить фреоном, перезаправить, заправляет, ремонт своими руками, мастер заправляет, холодильная, курсы холодильщиков онлайн, курсы холодильщиков киев, отделение, курсы холодильщиков, whirlpool, фрион, устанавливает терморегулятор, ремонт холодильников москва, устройство холодильника, курсы холодильщиков украина, мотор компрессор, рефрижератор, капиллярная трубка, засор, сварка, лж, элджи, линейный, liner, testo 549, замена испарителя, ремонт холодильника beko, манометр, dshz, заправка холодильника, нагревательный элемент, качество детали, основная поломка, реле с мотор, отремонтировать реле, старые холодильники, компрессора холодильника, замена терморегулятора в холодильнике своими руками, замена терморегулятора в холодильнике стинол, отремонтировать реле с мотора, двигателя, дх, отличить, замене терморегулятора, меняют термостат, в холодильниках, отличить терморегулятор, компрессора, мотор – компрессора, прайс на ремонт холодильников, ремонт холодильника стинол, как заменить терморегулятор в холодильнике, контур обогрева, холодильное отделение, испарителя, датчик температуры, изобутан, inverter, вакууматор, таймер, морозильного, термопредохранитель, перестал работать холодильник, холодильник стинол, терморегулятор холодильника замена, замена термостата холодильника, как поменять терморегулятор, предохранитель, причина поломки холодильника, причины поломки холодильника, инвертер, инверторный холодильник либхер ремонт, ремонт компрессора, устройство компрессора, как работает, замена компрессора в холодильнике, оттайки, ремонт холодильников в курске, приватмастер, днепр, холодильный компрессор, компрессор для холодильника, ремонт холодильников в саратове, москва, москва 24, ремонт холодильников на дому в саратове, ремонт холодильников lg expresscool, механическое управление, перевод на механику, ремонт whirlpool, ремонт холодильного оборудования
Диагностика Холодильника Индезит. Засор Капиллярной Трубки
холодильник, ремонт, своими руками, ремонт холодильника, термостат, мастер, мотор, фреон, двигатель, заменить, утечка, компрессор, терморегулятор, не холодит, морозилка, ремонт холодильников, поменять, ноу фрост, indesit, индезит, перестал морозить, заправка, no frost, мастера по ремонту, проверить, оттайка, атлант, датчик, холодильника, ремонт холодильника индезит, вентилятор, фильтр, тэн, испаритель, пайка, замена, холодильников, включается, не морозит, lg, холодильное оборудование, модуль, ремонт холодильного оборудования, bosch, ремонт холодильников на дому, ремонт системы no frost, морозильная камера, реле, камера, замена капилярки, ремонт холодильников беко haier сименс шарп, температура, ремонт холодильников бош стинол атлант индезит самсунг lg, холодильная камера, ремонт холодильника своими руками, ремонт бытовых холодильников, мастер по ремонту холодильников, самсунг, редактор youtube, сенсорный датчик, сопротивление, управление, мотор-компрессор, не работает, сенсор, не работает холодильник, датчик оттайки, холодильная установка, не морозит холодильник, замена терморегулятора в холодильнике, фреоном, свою работу, деталь, заправляет холодильник, отремонтировать, блок, перезаправить фреоном, перезаправить, заправляет, ремонт своими руками, мастер заправляет, холодильная, курсы холодильщиков онлайн, курсы холодильщиков киев, отделение, курсы холодильщиков, whirlpool, фрион, устанавливает терморегулятор, ремонт холодильников москва, устройство холодильника, курсы холодильщиков украина, мотор компрессор, рефрижератор, капиллярная трубка, засор, сварка, лж, элджи, линейный, liner, testo 549, замена испарителя, ремонт холодильника beko, манометр, dshz, заправка холодильника, нагревательный элемент, качество детали, основная поломка, реле с мотор, отремонтировать реле, старые холодильники, компрессора холодильника, замена терморегулятора в холодильнике своими руками, замена терморегулятора в холодильнике стинол, отремонтировать реле с мотора, двигателя, дх, отличить, замене терморегулятора, меняют термостат, в холодильниках, отличить терморегулятор, компрессора, мотор – компрессора, прайс на ремонт холодильников, ремонт холодильника стинол, как заменить терморегулятор в холодильнике, контур обогрева, холодильное отделение, испарителя, датчик температуры, изобутан, inverter, вакууматор, таймер, морозильного, термопредохранитель, перестал работать холодильник, холодильник стинол, терморегулятор холодильника замена, замена термостата холодильника, как поменять терморегулятор, предохранитель, причина поломки холодильника, причины поломки холодильника, инвертер, инверторный холодильник либхер ремонт, ремонт компрессора, устройство компрессора, как работает, замена компрессора в холодильнике, оттайки, ремонт холодильников в курске, приватмастер, днепр, холодильный компрессор, компрессор для холодильника, ремонт холодильников в саратове, москва, москва 24, ремонт холодильников на дому в саратове, ремонт холодильников lg expresscool, механическое управление, перевод на механику, ремонт whirlpool, ремонт холодильного оборудования
Подписывайтесь на наш Telegram канал! @thewikihow открыть Мониторим видео тренды 24/7
Включение данной опции позволит добавить к ссылке время начала воспроизведения видео, где H:M:S — часы:минуты:секунды
Отметим, что внутри пресса имеется специальный предохранительный клапан, сбрасывающий давление при достижении определенной (критической) величины.
Ремонт холодильников в СПб, частные мастера
Совсем недавно отказы бытовых холодильников, вызванные засорами капиллярных трубок (КТ), почти не наблюдались. Это были единичные случаи, имеющие в своей основе «механическую» природу (мелкая металлическая стружка и др.). Увлекаемые потоком хладагента, эти частицы свободно циркулировали по системе и, в случае появления неблагоприятных факторов(выброс в систему масла или продуктов его распада, изломы в проходе трубы), могли создавать незначительное сужение прохода КТ. Поскольку размер частиц засора был относительно велик, это вызывало достаточно быстрое перекрытие этого сужения прохода капиллярной трубки и серьезное нарушение циркуляции хладагента. Обеспокоенный потребитель отключал аппарат и вызывал мастера. Поскольку пробка засора не успевала значительно уплотниться или увеличиться в объеме, проблемы с устранением дефекта «засор капиллярной трубки» особых трудностей не представлял.
Однако с середины 90-х годов, когда началось активное продвижение на рынок новых конструкций компрессоров с повышенным допуском нагрева и новыми марками масел, появилась холодильная техника, предназначенная для работы с хладагентом R-134a. В результате отказов холодильников, вызванных засорами в КТ, стало значительно больше. В основном это было вызвано тем, что в этих аппаратах стали применяться КТ с уменьшенным внутренним диаметром (с 0,8 до 0,71. 0,66 мм).
Известно, что уменьшение внутреннего диаметра КТ требует улучшения качества производства холодильного агрегата. Первые несколько лет эксплуатации подобных аппаратов не выявили никаких особых отличий в работе техники, работающей на хладагентах R-134а и R-12, кроме того,
что техника на R-12 выдерживала отклонения по температуре окружающей среды в более широких пределах. Однако уже лет через пять с момента начала эксплуатации появились холодильники с дефектом «засор капиллярной трубки». Причем подобные засоры зачастую было сложно устранить — засоры в КТ не «продавливались» даже избыточным давлением в системе от 150 кгс/см2 и выше!
Предвестником полного засора капиллярной трубки является появление частичного засора, который без наличия приборов (чувствительного манометра)очень тяжело диагностируется. Идеальным прибором, необходимым для качественной диагностики частичного засора капиллярной трубки, является ротаметр (расходомер, который позволяет определить расход проходящего через КТ газа в л/мин). Но они редко встречаются, и необходимость в их применении возникает не так часто.
Дальнейшее изучение рассматриваемой проблемы привело автора к выводу, что далеко не всегда можно точно и однозначно сказать, что засоры в КТ вызваны конструктивными особенностями холодильных агрегатов (ХА), например, в случаях отклонения режима работы ХА от номинальных. Похоже, что этот побочный дефект вызван применением самого хладагента R-134а, поскольку импортные и отечественные бытовые холодильники, работающие на других типах хладагентов подобного дефекта не имеют.
Самое интересное, что производители так и не озвучили химическую или физическую природу засоров КТ в своих моделях. Было единственное упоминание по моделям холодильников СТИНОЛ с компрессорами КВО: парафини-зация масел.
Похоже, что этим просто некому заниматься, на первом плане у
производителей стоит продажа новых моделей. А зря — мастер, знающий проблему засоров в какой-нибудь печально известной линейке холодильников, может посоветовать клиенту купить аппарат от другого производителя.
Остановимся подробнее на возможных причинах засоров в КТ.
Основные причины засоров, возникающие в капиллярных трубках
Сама природа проявления засоров в КТ может иметь несколько причин. Перечислим некоторые из них:
1. Сужение геометрии внутреннего диаметра трубы как в продольном, так и поперечном сечениях
В этом случае перед появившейся складкой (заусенцем) возможно скопление небольшого количества механической взвеси, она пропитывается вязкими составляющими масла и затем уплотняется. Как вариант, возможно простое смерзание частиц (если расположение засора находится вблизи от впрыска в испаритель). За выступающие из массы бесформенные кусочки цепляются новые соринки, и процесс идет по нарастающей. Такого рода засор тяжело продавить по ходу газа, так как впереди засора будет находиться именно сужение трубы, и подобная «пробка» будет только уплотняться. В последнее время подобное явление встречается из-за «закуса» (сужение при отрезе) кончика трубы на впрыске в испаритель при обрезании КТ изготовителем, без дальнейшей обработки торца трубы.
2. Расширение геометрии внутреннего диаметра трубы как в продольном так и поперечном сечении
В этом случае появляется своеобразный «карман», где могут осесть при остановке движения среды относительно крупные частицы, а их выступающие кромки
послужат своеобразной гребенкой для улавливания из среды других механических включений. Такого рода засор тяжело продавить в любом направлении, предпочтительнее пропитать засор моющим раствором и промывать трубу до полного удаления следов засора.
3. Появление в системе липких компонентов, например, за счет парафинизации или других эффектов разложения среды
Выделившиеся парафины или другие компоненты, свободно циркулирующие по системе за счет миграции масла, оседают внутри полости КТ за счет резкого охлаждения у входа в испаритель (на расстоянии 20. 30 см от него). Для устранения подобной пробки бывает достаточно слегка прогреть этот участок при включенном компрессоре, чтобы разность давлений при работе агрегата выдавила размягченную нагревом массу по направлению в испаритель.
Состав подобных засоров условно можно классифицировать по нескольким признакам.
По разным оценкам, подобный порошок может появляться от разрушения гранул осушителя или взаимодействия материалов в системе циркуляции хладагента. Чаще всего удаляется применением пропитки засора моющим раствором с последующим чередованием плавного приложения давления с обеих сторон КТ.
2. Густая темная пластичная масса (чаще — коричневого цвета), близкая по вязкости к пластилину
Данная масса создает наибольшие проблемы при устранении засора КТ, так как достаточно легко сминается и уплотняется в процессе попытки устранения дефекта. Похоже, что она появляется вследствие коррозии черных металлов деталей внутри системы. Если удается пропитать пробку из этой массы моющим раствором для уменьшения вязкости, «продавливают» данный засор повышенным давлением в направ
3. Хлопья темного цвета — мелкие, бесформенные или иглообразные
Засор КТ из подобных хлопьев легко устраняется пропиткой моющим раствором с последующей продувкой избыточным давлением в направлении, обратном нормальному движению хладагента. Подобные твердые включения напоминают обычный технологический мусор (возможно, продукты износа деталей), а мягкие — более схожи с продуктами лакокрасочных материалов (в одном из источников упоминалось применение в заводских условиях специальной краски для нанесения рисунков каналов) или отходы разрушения пластиковых деталей, входящих в состав мотор-компрессора.
4. Темная масса, напоминающая по консистенции гель
Удаление засоров из этой массы не представляет затруднений при мягком и продолжительном приложении давления с любой стороны КТ. Вероятный источник появления подобного засора — разрушение продуктов среды (па-рафинизация масла, химическая реакция хладагента) или взаимодействия их составляющих с деталями агрегата.
Заводские технологии устранения засоров немногочисленны. Перечислим их:
1. Применение для пропитки и промывки специализированных растворов, например «жидкого осушителя»
Как утверждается, состав данных растворов не оказывает разрушительного действия на детали в составе системы циркуляции хладагента. Хочется отметить, что использование для подобных целей метанола неприменимо в связи с его высокой агрессией к материалу испарителя — алюминию.
2. Продувка системы сжатым осушенным азотом
Азот можно подавать из баллона через редуктор в любом на
правлении, важно только помнить, что капиллярная трубка способна выдержать большие значения давления, чем каналы алюминиевого испарителя. Причем давление на стенки трубы будет пропорционально выше с увеличением внутреннего диаметра трубы.
В этом случае играют большую роль и применяемые материалы. При подаче избыточного давления в КТ необходимо предусмотреть, чтобы в системе обязательно был раскрытый заправочный патрубок. Это необходимо для того, чтобы обеспечить сброс избыточного давления в случае прорыва газа через засор КТ в полость испарителя. При подаче давления в направлении против нормального движения хладагента (то есть через обратную трубу испарителя) важно помнить, что вначале давление воздействует на внутреннюю полость алюминиевого испарителя, а затем прикладывается к КТ.
3. Воздействие на засор масла под высоким давлением с помощью специальных гидравлических прессов
Внешне подобные прессы напоминают обычные домкраты для легковых автомобилей. Но в отличие от последних, они оснащены удобным захватом для КТ и манометром высокого давления(до 400.600 кгс/см2). При использовании данного метода важно не сделать одну характерную для ремонтников ошибку — при продав-ливании засора КТ в системе для хладагента R-134а нельзя применять минеральное масло. И вообще, для прочистки КТ желательно применять такое же масло, которое заправлено в компрессор.
Отметим, что внутри пресса имеется специальный предохранительный клапан, сбрасывающий давление при достижении определенной (критической) величины.
Подобная методика в большинстве своем доступна только сервисным партнерам производителей. В технологических картах, предоставляемых производителя
ми, указаны даже параметры КТ в зависимости от модели холодильника. Если в съемных испарителях эта операция достаточно технологична, то в современных полуразборных конструкциях она весьма трудоемка, так как в некоторых конструкциях необходимо вначале удалять теплоизоляцию, а после производства работ восстанавливать удаленное покрытие. В этом случае, не зная точно параметров применяемой КТ, можно получить непредсказуемые результаты.
Основные требования к материалам, применяемым для устранения засоров КТ
Рассмотрим основные требования и возможности применения материалов, используемых для устранения засоров КТ.
Их применение наиболее оптимально, но есть и ограничения. Например, использование подобных газов неэффективно при устранении «сухих» или непластичных по составу засоров большой протяженности — слишком велико сопротивление пробки засора при движении по трубкам. Помимо азота в разных источниках описывались попытки устранения засоров пропаном (хороший растворитель парафинов). Используемая для этих целей пропан-бута-новая смесь из бытовых отопительных баллонов технической чистоты имеет большие допуски по наличию влаги и примесей, поэтому подобное решение чревато отрицательными последствиями.
К тому же подобная газовая смесь огнеопасна, а в случае удаления ее из системы необходимо предпринимать известные меры по обеспечению пожарной безопасности данной операции.
2. Применение холодильных масел при продавливании прессом
За счет высокого давления масло может попасть в полость испарителя. Использовать минеральное масло нельзя, если система предназначена для хладагента
R-134а — неизвестно как поведет себя смесь из «родного» компрессорного масла и масла, примененного при процессе. Поэтому на этот аспект нужно обратить особое внимание.
3. Жидкие легкоиспаряющиеся растворы (растворители)
Подобные вещества легко проникают в толщу засора, снижают вязкость «пробки», легко удаляются из системы вакуумировани-ем с продувкой. К таким можно отнести ацетон и, возможно, растворители типа 646 и им подобные. Однако ацетона класса ХЧДА (химически чистый для анализа) в открытой продаже недоступен. «Бытовой» ацетон для удаления засоров использовать проблематично, так как в его составе может быть вода.
Отдельно хочется предупредить о возможных негативных последствиях при применении для рассматриваемых целей дихлорэтана. Это вещество является хорошим растворителем пластмасс, поэтому при его использовании существует большой риск повреждения пластиковых деталей бандажа компрессора. В свою очередь, продукты разложения могут стать впоследствии основой для появления новых засоров. Кроме того, применение дихлорэтана может отрицательно сказаться на электрической прочности изоляции электродвигателя компрессора.
Возможно, неплохой альтернативой могут послужить фреоны 113, 114, применяющиеся в промышленности, как обезжиривающие жидкости. Если учесть, что расход их невелик, то высокая цена не сильно повлияет на цену ремонта.
4. Жидкие нефтепродукты — керосин, солярка (применяют в прессах как рабочее тело), бензин для зажигалок
Первые два вещества достаточно эффективны в прессах. Но они плохо испаряются, еще хуже удаляются из испарителя продувкой.
Класс чистоты этих веществ может быть технический. Они имеют свойство густеть/замерзать при низкой температуре. Не
обходимо учесть, что эти вещества могут дать неожиданные результаты (не всегда с положительным выходом) в смеси с нефтяными маслами.
Технологические приемы по устранению засоров КТ
При проведении операций по устранению засоров КТ важно понять суть процесса, в противном случае, например, попытки излишне ускорить процесс могут привести к уплотнению массы «пробки», что значительно усложнит устранение дефекта.
Применение этого приема рассчитано на свойстве засора менять свою подвижность и пластичность в результате впитывания раствора для пропитки. Наиболее мелкие, пластичные и максимально подвижные частицы могут пройти при этом сквозь всю толщу «пробки», что позволит промыть и расширить имеющиеся каналы для прохода более крупных частиц. В свою очередь это увеличивает площадь соприкосновения препарата с оставшейся массой, что резко повышает качество пропитки наиболее удаленных от внешней поверхности слоев.
— в обычный одноразовый шприц набирают небольшое количество раствора, сам шприц одевают на КТ, и вывешивают штоком вниз;
— через заправочный патрубок создают примерно половину возможного вакуума,чтобы раствор из шприца не слишком быстро двигался в проходе капилляра;
— если раствор из шприца не впитывается, оставляют на месте шприц, разрежение (вакуум) доводят до максимально возможного уровня;
— оставляют все в подобном состоянии на несколько часов (возможно, до 24 часов), периодически контролируя уровень раствора в колбе шприца.
Вскоре после всасывания раствора в КТ систему герметизируют резиновыми патрубками от
компрессоров. В этом случае раствор должен будет остановиться в капилляре, тем самым будут созданы условия для проникновения его, в том числе, в участки возможного «частичного засора».
Этот прием наиболее удобен с точки зрения учета использования раствора — не из экономии, а для ограничения его количества при попадании в систему.
Если раствор для пропитки всасывается из полости шприца крайне медленно или не убывает совсем, можно применить следующий способ:
— на конец КТ припаивают трубку большего диаметра длиной 150-200 мм. Ее располагают открытым концом вверх, туда и заливается нужное количество раствора, одевается муфта, постепенно на этом входе увеличивают давление;
— через заправочный патрубок создают разрежение, туда для контроля давления подключают чувствительный манометр. Если давление на линии всасывания начинает подниматься — можно сделать вывод, что жидкость просачивается в полость разрежения.
Практика показала — если раствору удалось «пройтись» по полости КТ, то шансы устранения засора максимальны. После определенной выдержки, чтобы засор максимально оказался пропитан раствором, можно приступать непосредственно к продавливанию.
Вариантов реализации этого приема много. Дальнейшие действия могут иметь различное развитие, в первую очередь это связано с уверенностью в качестве прогнозирования состояния засора, с опытом исполнителя, а также с наличием необходимого инструмента. Но самое главное, нельзя провоцировать появление резких движений массы засора (вследствие этого возможно появление новых уплотнений).
Лучше плавно увеличивать давление газа (в направлении против нормального хода хладагента в системе) — чаще всего в «голове» засора имеется какое-то сужение
прохода. Но важно помнить, что нельзя прилагать чрезмерное избыточное давление в трубках испарителя, оно имеет свои пределы (у разных производителей заявленная прочность на разрушение избыточным давлением лежит в пределах 8.15 Бар). Поэтому превышать давление выше 10 Бар не рекомендуется.
Давление можно создавать как «родным» для системы фреоном, так и сжатым азотом. Нужно учитывать, что использование для подобных целей других типов фреонов нужно соотносить с их совместимостью с маслом, уже залитым в систему.
В это же самое время можно со стороны КТ создать разрежение.
Спустя небольшой промежуток времени (определяется опытным путем), точки приложения разрежения и избыточного давления можно поменять местами. Чаще всего после нескольких подобных попыток «расшатать» пробку, засор успешно удаляется.
В тяжелых случаях «продавливают» засор в КТ с помощью специализированного пресса, способного создать избыточное давление в десятки и сотни атмосфер.
Иногда «продавливание» засора можно выполнить другим способом — если обычное «расшатывание» пробки изменением вектора приложения давления не помогает, меняют фильтр-осушитель, и пробуют произвести штатную заправку. В этом случае заправку выполняют небольшими дозами с интервалами в 10.15 минут. Часто нужный эффект достигается уже через 2.3 часа.
Окончательная промывка КТ от следов загрязнений
Чаще всего, вследствие успешного «продавливания» засоров, резкий прорыв газа/масла прочищает основной проход трубки, но на ее стенках могут еще оставаться значительные следы загрязнений, и нужно еще некоторое время для полного освобождения прохода. Иначе это в дальнейшем станет причиной для повторения дефекта.
Затем прогревается испаритель до температуры +40.50°С для улучшения испарения агента, применяемого в процессе «продавливания» засора. Если применялось масло, то его лучше попытаться удалить через КТ продувкой газом в направлении против нормального движения хладагента.
Следующим этапом выполняют стандартное вакуумирование, после чего заправляют систему половиной «ремонтной» дозы хладагента и включают аппарат на прогон.
Заправка малой дозой хладагента активирует процесс, при котором в КТ будет циркулировать не жидкость, а парожидкостная смесь — при движении она создаст эффект, близкий к «кавитации» (т.е. бомбардировки стенок трубы и всех наслоений пузырьками газа). Подобное решение позволит произвести окончательную механическую очистку системы от загрязнений. Отметим, что небольшое давление в системе не позволит сразу ее полностью очистить. Подобная очистка — довольно длительный процесс (около суток).
В это время необходимо контролировать ход процесса по шуму впрыска и давлению в системе.
В этом режиме работы аппарата желательно применить реле времени, задающее время работы/паузы мотор-компрессора в соотношении 1:3.1:4 (то есть на час рабочего цикла — пауза 15.20 минут).
Убедившись в устойчивой циркуляции хладагента, можно приступить к «чистовому» варианту заправки. При этом необходимо сменить фильтр-осушитель, затем выполнить продолжительное вакуумирование. Следующим этапом производят «срыв» вакуума (методом разгерметизации системы), а затем выполняют уже окончательное вакуумирование. Затем выполняют заправку системы штатной технологической дозой хладагента.
Но после этого удалять с заправочного патрубка клапанную по-лумуфту все еще рано — лучше для полной уверенности произвести дальнейшую «промывку» КТ, дав поработать агрегату в режиме «малого холода» около суток.